Картина Тициана "Бегство в Египет" в апреле отправится в столицу Великобритании на выставку "Первый шедевр Тициана", затем будет выставлена в Венеции и лишь после этого вернется в экспозицию Государственного Эрмитажа, которую покинула 12 лет назад ради масштабной реставрации.
Специалисты не только вернули картине яркость красок, утраченную за пять веков, но и провели ее масштабное исследование.
- Это пример настоящей музейной работы, целью которой было не только восстановить картину, но и одновременно провести ее масштабное исследование, - заявил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Это - реставрация как наука и вместе с тем улучшение качества экспоната.
По словам специалистов, "Бегство в Египет" является уникальным сразу с нескольких точек зрения. Во-первых, в ходе реставрации удалось установить, что изначально Тициан собирался написать другой сюжет - трехфигурную композицию меньшего масштаба, в которой специалисты опознали "Поклонение младенцу". Причем люди должны были располагаться в центре полотна, в то время как в окончательном варианте они смещены влево. Почему художник предпочел узнаваемому классическому сюжету менее канонический, отраженный только в апокрифах, мы, вероятно, вообще никогда не узнаем. Наконец, сама манера написания "Бегства" уникальна, не похожа на работы художника ни более раннего, ни более позднего периода. В свое время это даже давало специалистам повод усомниться в авторстве Тициана и приписать "Бегство в Египет" кисти Париса Бордоне, венецианского мастера, который учился у Тициана около трех лет, но предпочел затем другого наставника.
Наконец, эта картина стала уникальной вехой в развитии мирового искусства вообще.
- Это первая из дошедших до нас работ Тициана, первый пейзаж в искусстве итальянского Ренессанса и первая картина такого формата, созданная по заказу для частного дворца. К этому шедевру мы вынуждены много раз применять эпитет "первый", - рассказала ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Ирина Артемьева.
По ее мнению, основной целью Тициана с самого начала был именно пейзаж - все персонажи картины были нарисованы поверх грандиозной пейзажной панорамы, которая написана с натуры у подножия Альп.
После реставрации картина Тициана буквально заиграла новыми красками: после удаления старого лака они стали ярче, изменились светотени. Однако некоторые позднейшие наслоения все же пришлось оставить.
- Когда мы стали работать с утончением лака и удалением старых многослойных записей и прописок, выяснилось, что в основном на небе, под слоем темного лака лежит белковое покрытие, а некоторые записи на облаках, скрывавшие поврежденную авторскую живопись, настолько жестки и так крепко спаялись с подлинным красочным слоем, что удалить их без новых утрат было невозможно, - рассказал заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Эрмитажа Виктор Коробов. - В результате мы приняли решение их оставить.