Количество вагонов в электричках будут менять в зависимости от пассажиропотока, рассказал "РГ" замруководителя Росжелдора Евгений Луковников. Ближе к большим городам число вагонов будут увеличивать, а на подходе к небольшим центрам - сокращать.
А регионы обяжут формировать госзаказ на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом.
Такая идея рассматривается при подготовке концепции развития пригородного сообщения в России, которую готовит министерство экономического развития, рассказал Евгений Луковников. Предполагается, что она будет представлена в апреле. Новый подход, считает заместитель руководителя Росжелдора, сделает пригородный транспорт для регионов более привлекательным в финансовом плане.
Пока пригородные составы уходят из Москвы и других крупных городов полными, а в конечный пункт назначения, который находится в другом субъекте, приходят пустыми. Это вызывает недовольство руководителей ряда регионов, которые считают неэффективным платить за прогон почти пустого состава по их территории. Но уже сейчас, по словам Евгения Луковникова, существует система мониторинга, которая дает возможность посчитать каждого пассажира электрички.
Параллельно такая схема позволит перейти на формирование госзаказа на пригородные перевозки со стороны регионов. Сейчас субсидии, которые выделяются из региональных бюджетов, составляют только около 10 процентов от общей суммы потерь в доходах перевозчиков. Но когда количество пассажиров будет точно подсчитано, им придется более весомо поддерживать пригородное железнодорожное сообщение.
Вопрос о том, что в ближайшее время пригородные компании будут работать по госзаказу, практически решен. Однако точные сроки его введения пока не определены. Если в этом и в 2013 году в федеральном бюджете запланирована поддержка пригородных перевозок, то к 2014 году пока под вопросом. Сейчас пригородные перевозки поддерживаются на паритетных началах за счет государственного и региональных бюджетов. Но как ранее отмечали представители РЖД, в идеале железнодорожники должны перейти на самоокупаемость при поддержке региональных бюджетов.
В то же время вернуться к перекрестному субсидированную пригородных перевозок за счет доходов от перевозки грузов уже невозможно. Ведь грузовые активы уже не принадлежат РЖД в полном объеме, как это было раньше.
Да и на рынке грузоперевозок проблем хватает.
В последнее время из-за брака производителей вагонов происходят крушения поездов. К этому прибавляется и конфликт между железнодорожниками и портовиками, рассказал вчера на коллегии Росжелдора заместитель главы министерства транспорта Андрей Недосеков. Вагоны стоят на подходах к портам, забивают пути и создают проблемы для всей сети дорог, особенно - на Дальнем Востоке. По мнению Андрея Недосекова, нужен единый технологический процесс в транспортных узлах. И, возможно, без регулирования со стороны минтранса здесь не обойтись, поскольку самостоятельно пока хозяйствующие субъекты между собой договориться не могут, считает замминистра.