Вчера президент Дмитрий Медведев провел под Самарой заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное многочисленным экологическим проблемам страны.
На очередное выездное заседание члены совета поехали в необычном для себя составе. Тема экологии собрала далеко не всех постоянных участников совета, а только тех, кому тема экологии близка по роду их общественной деятельности. Остальных заменили приглашенные эксперты и представители экологических некоммерческих организаций.
В качестве места для встречи был выбран Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод, входящий в структуру "Роснефти". Дмитрий Медведев принятую традицию выездов объяснил просто: "Проблемы не локализуются Москвой. Они существуют в других регионах".
Выбирая для обсуждения экологических проблем Самару, глава государства не прогадал, приехав в не слишком благополучный с этой точки зрения российский регион и город. Всего здесь около 120 тысяч неблагоприятных для окружающей среды предприятий. Так, Самарский силикатный завод уже получал через суд предписание о разработке проекта организации санитарно-защитной зоны завода. Экологические нарушения выявлялись на объектах нефтеперерабатывающей компании "Новые нефтегазовые технологии".
Три самарских предприятия вообще входят в топ-100 самых грязных по версии экологической организации "Зеленый патруль".
Впрочем, не везде все так плохо с экологией. Тот же Новокуйбышевский НПЗ накануне лично "инспектировал" председатель совета Михаил Федотов и пришел к выводу, что от многих бед спасла бы президентская инициатива модернизации экономики. "Подробно изучал ситуацию с модернизацией завода и понял, что модернизация - один из ключей к решению экологических проблем", - услышал от него глава государства.
Одной модернизацией, правда, всех экологических проблем, на которые годами закрывали глаза, все равно не решить. "Накопленные проблемы - весьма и весьма немалые, и, очевидно, нам еще десятилетиями придется с ними разбираться", - не сомневается Медведев.
Исправлять ошибки прошлого и не допускать их в будущем глава государства хотел бы "всем миром". Одних репрессивных мер и повышения штрафов со стороны государства в отношении тех же экологически нечистых предприятий недостаточно. "Необходимы меры стимулирования предприятий для создания современных программ, технологий, выхода на экологически чистое производство, - считает президент. - Наши предприятия где-то слышат эти доводы. Сказать, что ситуация не меняется, я не могу".
В то же время меняется она слишком медленно - значительная часть бизнеса не всегда готова принимать аргументы экологов. Третьей стороной этого диалога как раз и должно выступать государство. "Экономика у нас в значительной степени частная, хотя некоторые крупные предприятия принадлежат государственным компаниям, но в большей степени экономика основана на частной собственности, и договариваться по поводу соответствующих мероприятий нужно с собственниками", - заметил Медведев.
В совете уверены, все экологические проблемы рождаются из жажды наживы, разгильдяйства и экологического нигилизма. Их неразрешимость произрастает отсюда же, уверен Федотов. Чтобы справиться с экологическими бедами, нужно привлекать к этому, как выразился председатель совета, чистые руки и чистые помыслы: "Где взять эти чистые руки? В гражданском обществе".
- Это они встают на пути бульдозеров, спасают реликтовые леса, подвергаясь, как в случае с Суреном Газаряном, весьма сомнительным обвинениям в избиении охранников и повреждении двух секций забора на сумму 120 тысяч рублей путем нанесения якобы из хулиганских побуждений надписей типа: "Хватит vip-дач", - описывал Федотов экологические противостояния.
Он вспомнил и про Химкинский лес, в чью судьбу пришлось вмешаться лично главе государства. Но даже после этого, заметил глава совета, решение о предотвращении незаконных вырубок не выполнялось.
К делу Газаряна внимание Медведева удалось привлечь, и тот обещал, что поручит прокуратуре разобраться в этой истории самым подробным образом.
За помощью к президенту совет обратился и в этот раз, призвав ускорить разработку Основных направлений экологической политики и утвердить документ на уровне главы государства. Он должен будет сменить принятую в 2002 году экологическую доктрину, которая, как считают экологи, фактически так и не вступила в силу.
- В этом основополагающем документе должна найти отражение, в частности, презумпция экологической опасности любой промышленно-хозяйственной деятельности и вытекающие из нее обязательства проведения независимых экологических экспертиз и мониторинга, проводимых с непременным участием общественности, - подчеркнул Федотов.
Очередная встреча совета с президентом пройдет уже в апреле и, как рассказал его председатель, будет посвящена общегражданской тематике, которую вчера никто не поднимал, сконцентрировавшись исключительно на экологии. Однако в следующем месяце поднимут и тему Сергея Магнитского, и дело Михаила Ходорковского. Тогда же подведут и итоги работы совета, поскольку в мае во главе государства встанет другой человек, и, отметил Федотов, он будет решать судьбу совета и его нынешнего состава.