Лидеры симфо-рока в новой работе продемонстрировали сказочную фантазию и стремление усложнить свою музыку.
"Старый композитор в своих снах путешествует в прошлое, к нему возвращаются его старые мечты, переплетаясь с юношескими фантазиями, с музыкой. Он засыпает и во сне ищет самые дорогие для него воспоминания…" - вот с таким настроением Туомас Холопайнен, творец всей музыки Nightwish, задумывал новый альбом, поначалу увидев его собранием историй: в красках, с героями, попадающими в сложные перипетии сюжета. Сегодня в Финляндии завершается постпродакшн фильма Imaginaerum (по-русски можно перевести это слово как "воображариум"), снимавшегося параллельно с записью одноименного альбома. А группа Nightwish с начала года находится в турне и воплощает фантазии своего лидера на сцене.
Стелющимся по сцене дымом сегодня уже никого не удивишь - но со звуками электронной волынки, исполняющей сюиту Сибелиуса Finlandia зрители не могли не почувствовать себя в какой-нибудь долине гейзеров. Но волынка умолкла - из динамиков полилось пение детского хора и скрипок, ударили барабаны, и началась Storytime - история про ночной полет в компании со сказочным снеговиком.
Странно, что Nightwish, в чьей музыке сошлись тяжелый звук гитары, мощь симфонического оркестра и чувственное оперное пение пришел к сказке только сейчас. Только вот многие поклонники Nightwish до сих пор не могут привыкнуть к отсутствию в группе великолепной Тарьи Турунен - ее мощного контральто в сочетании с роковым саундом и вывело группу в конце 90-х на совершенно особое место в мировой музыке. Но Анетт Ользон, нынешняя вокалистка Nightwish, как показал концерт, стоит своей предшественницы. В старых вещах, вроде громовой и огневой (в буквальном смысле - расставленные вдоль рампы газовые пушки изрыгали вверх снопы пламени) Planet Hell и пронесшейся на стремительном гитарном соло Dead To the World, голос Анетт крепко держал тон, добавляя свои краски в знакомые фанатам гармонии. Что до песен с нового диска, писавшихся, по словам Холопайнена, "под голос" нынешней солистки, то здесь вокальные и драматические способности 41-летней певицы раскрылись на концерте во всю мощь.
|
Видео: Сергей Куксин |
Вот эпическая Scaretale, песня о детских кошмарах - Анетт здесь то воет ветром, импровизируя и перебивая синтезатор, то визжит по-ведьминому, утихая только под нежные ангельские голоса в финале. В многотональной балладе Slow, Love, Slow Анетт с Марко Хиетала мощно, на два голоса (пение длиннобородого басиста группы по накалу и выразительности не уступает вокалу Анетт) рассказывают под акустическое гитарное соло непростую историю любви. Длинная, рваная по ритму, то атакующая, то протяжная музыкальная поэма Song Of Myself по мотивам Уитмена - здесь низкий тембр солистки легко перекрывает и звучащие на заднем плане под барабаны и струнные и фортепианные аккорды в финале.
Из сетлиста становилось ясно, насколько важна для группы ее новая работа: добрая половина песен на концерте были песни из Imaginaerum - альбома нового и, казалось бы, как следует еще не отрепетированного. Но не будет преувеличением сказать, что "старый композитор" Холопайнен вдохновенно использует идеи нового альбома и в аранжировке испытанного материала: в той же ритмичной Amaranth образца 2007-го оркестр, всегда звучавший в песне фоном, вдруг стал брать на себя ведущую линию; симфонический звук, детский хор и волынка примкнувшего к группе ирландского виртуоза Троя Донокли усиливали гитарные партии, превращая инструментальную Last Of The Wilds в полноценно оркестрованную рок-сюиту.
Усложнение музыки Nightwish, что интересно, никак не сказывается на ажиотаже вокруг группы: продажи Imaginaerum бьют рекорды (то ли еще будет, когда выйдет фильм!), Крокус-сити холл был забит под завязку, а фан-зона (где на концертах обычно скапливается молодежь) тем восторженнее реагировала на новые аранжировки - чем неожиданней для нее они звучали. Но, конечно, популярную версию суперхита Гэри Мура Over the Hills And Far Away зал с благодарностью принял в классическом варианте - а группа посвятила ее памяти ушедшего маэстро.