На киноэкраны выходит фильм Павла Лунгина "Дирижер"

Во вторник утром состоялся первый пресс-просмотр нового фильма Павла Лунгина, который в подзаголовке именуется музыкальной драмой. Во вторник вечером в Доме литераторов состоится его премьера.

Фильм в самом буквальном смысле слова вырос из оратории "Страсти по Матфею", написанной современным композитором духовной музыки митрополитом Иларионом (Алфеевым). Как признался на пресс-конференции режиссер (он же соавтор сценария), "хотелось, чтобы эта музыка существовала в кино. Было много вариантов сценария, я выбрал самый простой: герой фильма - дирижер, который со своим оркестром и хором летит в Иерусалим, чтобы там исполнить эту ораторию. В таком сюжете музыка может играть ведущую роль: она существует в голове этого человека и как-то рифмуется с происходящими событиями".

Павла Лунгина интересуют, как духовная музыка соединяется с простейшими бытовыми коллизиями и какие дает при этом новые психологические и эмоциональные эффекты. Именно музыка стала нервным сплетением этого фильма, она - источник и драйва, и саспенса.

То, что события картины, при абсолютной их правдоподобности, придуманы так, чтобы подсказать зрителю единственно возможный моральный вывод, уподобляет фильм притче. Они действительно библейски просты и имеют дело с такими категориями, как умение сочувствовать и понимать ближнего, как вина и ее осознание, как душевная глухота и ее последствия, ненависть и смерть. Эта история о том, как легко самые лучшие, казалось бы, человеческие качества - абсолютная преданность своему делу, например, - оборачиваются бедой для окружающих, если человек при этом лишен дара чуткости и отзывчивости.

Дирижера Петрова играет актер театра Някрошюса Владас Багдонас - мощь человеческой индивидуальности этого артиста сообщает бытовой истории библейский масштаб и, как и непрерывно звучащая музыка оратории, выводит быт на уровень бытия - обыденного и трагического одновременно. Практически все исполнители главных ролей без единой фальшивой ноты вошли в эту аудиовизуальную симфонию не только в сценах исполнения оратории в иерусалимском концертном зале, но и в бытовых эпизодах - мимолетного флирта в самолете и ревности - источнике женского коварства (трио Инги Оболдиной, Дарьи Мороз и Карена Бадалова), или почти параноидального  тенора, который, подобно кролику перед удавом, немеет перед взглядом маэстро (Сергей Колтаков), или накаленных сцен с колоритными друзьями сына главного героя.

Короткое путешествие в Иерусалим вместило в себя прозрение и тотальный переворот в душах, смерть индивида и гибель толп, - и те, кто сумели вернуться домой, вернулись уже другими. Это мистическое воздействие Святой Земли, многажды воспетое верующими, Лунгин транспонирует на уровень современного, полного драм и трагедий быта, снимая с легенды флер мистики, но именно поэтому делая ее еще более действенной - на эмоциональном уровне, доступном музыке.

Павел Лунгин сделал картину, которая, на мой взгляд, может объединить в одном зале и верующих, и неверующих и показать, что если отбросить расхождения в терминологии, есть много общего между теми, кто верует в Бога, и теми, кто верит в разум, совесть и добро, не прибегая к помощи сверхъестественных сил. Во всяком случае, между ними нет непримиримых противоречий. Еще важнее, что он показал, как чреват трагедиями любой фанатизм - будь это фанатизм в профессии или слепая, не рассуждающая, преданность религиозным канонам. Вне живых и естественных человеческих чувств любая сфера, которая именует себя духовной, обращается против человека. Лунгин показал это на примере и музыки, и религии. И музыка была ему в этом первой союзницей.

Фильм "Дирижер", как сообщил режиссер, выходит тиражом в сто копий, и в Пасху предполагается его показ на телеканале "Россия". Он верит, что телепоказ не лишит зрителей желания пойти в кинотеатр и увидеть фильм на большом экране. Могу подтвердить: магия больших экранных пространств (операторы Игорь Гринякин и Александр Симонов) здесь действительно очень важна - она тоже сообщает частной истории библейский размах.

История эта представляется Лунгину сугубо интимной, поэтому он не предлагал фильм фестивалям. Поэтому же был изменен и первоначальный замысел отдать сценарий другому режиссеру.

"Фильм простодушный, и воспринимать его нужно сердцем", - напутствовал автор картины журналистов. От себя добавлю: как и прозвучавшую в фильме музыку, смыслы которой при всем желании невозможно сформулировать, не упрощая и не опошляя, - она действует на другом уровне.