Политических партий в России - хороших и разных - будет во много раз больше, чем сейчас. И это факт, с которым никто не спорит.
Процесс резкого повышения интереса к партстроительству можно было наблюдать по мере того, как президентский законопроект, который в 80 раз - с 40 000 до 500 - снижает минимум членов партии, необходимых для ее регистрации, продвигался через Госдуму. 20 марта он прошел второе чтение, а в Минюсте уже 69 заявок от оргкомитетов, желающих создать и зарегистрировать свою партию. Совсем недавно их было около сорока. "Уже совсем скоро мы будем жить в совсем иной политической реальности", - заявил первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Вячеслав Тимченко и даже пожалел министерство юстиции, "на которое уже в апреле обрушится буквально вал заявок о регистрации партий". А если бы в законопроекте появилась норма об уведомительном порядке этой процедуры, на чем настаивала внесистемная оппозиция, это, по словам Тимченко, "было бы, что называется, через край".
Впрочем, оппозиция "системная", то есть имеющая свое партийное представительство в Госдуме, считала, что вводимый законопроектом минимум в 500 человек - уже через край. И при обсуждении поправок второго чтения на пленарном заседании настаивала на увеличении партминимума хотя бы до 10000 человек. Либерал-демократ Сергей Иванов вспомнил, что в 1995 году "для того, чтобы принять участие в выборах, нужно было иметь численность объединения не менее десяти тысяч человек, собрать 200 тысяч подписей". Но и после выполнения всех этих условий в выборах депутатов Госдумы приняли участие 43 избирательных объединения - "избиркомы всех уровней хватались за голову, глядя на бюллетени". 500 членов партии не хватит даже для того, чтобы направить своих представителей в избирательные комиссии, утверждал Иванов. Однако его опасения были связаны и с тем, что в результате могут появиться кроме действительно партий, созданных на идеологической основе, еще и "политико-коммерческие партии для продажи мест" или партии-клоны, партии-оборотни, которые будут курироваться властью".
"Нас уже семь, еще 68 - да тут крыша поедет у всех избирателей, когда придут на выборы. Ну и можно будет подзаработать на этом деле", - поддержал Иванова депутат КПРФ Сергей Решульский. Его соратник по партии Валентин Романов, помнивший, как рождалась пария Ленина, имел претензии к численности оргкомитета, который должен заниматься подготовкой к учредительному съезду партии. "10 человек - это два дивана в одной комнате Москвы, хватит только для того, чтобы московские микропартии возникали пачками", - полагает Романов. По его мнению, нужно как минимум 40 граждан, проживающих на территории не менее трети субъектов РФ, тогда "это будут не бирюльки", партии не станут создаваться "по мановению мизинчика миллиардера".
Однако думское большинство отклонило поправки, увеличивающие норму по числу членов партии или ее оргкомитета. "Предложение президента о сохранении порога минимальной численности партий в 500 человек оставлено в силе, - заявил, комментируя итог заседания, спикер нижней палаты Сергей Нарышкин. - Хотя подавались и иные предложения со стороны ряда фракций: увеличить этот порог, с тем, чтобы избежать появления, как говорили коллеги-депутаты, партий-одиночек, партий-клонов. Но тем не менее порог оставлен без изменения".
Из 51 поправки, поступившей ко второму чтению, было принято 16. И все они, по словам председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Алексея Островского, - это "результат совместной работы членов партий, представленных в парламенте, представителей зарегистрированных партий и общественных организаций, стремящихся к получению такой регистрации". "Несмотря на разный статус, мнения всех учитывались в равной степени", - заверил коллег глава комитета.
Он отметил принципиальные дополнения к президентской инициативе в развитие ее концепции. Главное - закон в случае его принятия вступит в силу со дня его официального опубликования, а не с 2013 года, как предполагалось первоначально. Это позволит новым партиям, "уже в этом году пройти регистрацию и участвовать в осенних выборах в регионах". Другая поправка, по поводу которой, по словам Островского, у всех участников дискуссии было единое мнение, разрешает Минюсту приостанавливать государственную регистрацию политической партии на три месяца, чтобы ее организаторы могли исправить выявленные в их документах ошибки. "Это конкретный и позитивный ответ на неоднократные обращения оппозиционных партий к органам госвласти об изменении процесса и процедуры регистрации", - подчеркнул Островский. Теперь Минюсту вменяется обязанность в случае приостановления регистрации политической партии сопровождать это решение письменным мотивированным заключением с рекомендациями.
Депутаты, конечно же, понимают, что в ситуации, когда для создания партий требуется всего лишь 500 человек, их организатором может просто не хватит фантазии, чтобы найти для партии оригинальное имя. И, как полагает Островский, "не исключены случаи, когда в Минюст будут направляться документы с названиями уже действующих политических партий, или с их уже раскрученной аббревиатурой, которая претендентами на регистрацию расшифровывается по-другому". Поэтому в законопроект внесена поправка, не позволяющая в названии регистрирующейся политической партии использовать имя уже действующей, "схожее до степени смешения". Как в полном, так и в сокращенном виде.
Впрочем, как определить эту степень, пока не ясно. Между тем в очереди на регистрацию уже стоят и Патриотическая партия России (уже есть "Патриоты России), и Коммунистическая партия за социальную справедливость, сокращенно - КПСС, и две Монархических партии: одна просто, а другая - России. Право на политическую жизнь ждут и Партия любителей пива, и Субтропическая Россия.