20.03.2012 08:55
    Поделиться

    Власти Заполярья намерены сократить число энергосбытовых компаний

    Крупнейшим инвестиционным проектам Мурманской области грозит энергетический голод, несмотря на то что электроэнергии в Заполярье вырабатывается с избытком. Линии низкого и высокого напряжения в Мурманской области изношены более чем наполовину. Однако на их ремонт у энергетиков средств нет.

    Эту проблему обсуждали на заседании комитета Мурманской областной Думы по энергетике и ЖКХ. По мнению региональных властей, ограничение роста энерготарифов "съело" те деньги, которые энергетики намерены были потратить на сети. По словам вице-губернатора региона Александра Черечечи, в 2011 году в Мурманской области утвердили сетевой энерготариф, который включал в себя значительную инвестиционную составляющую. В частности, на две крупнейшие сетевые компании Заполярья было отведено около 800 миллионов рублей на закупку нового оборудования, ремонт, модернизацию и прочие расходы на поддержание сетей в рабочем состоянии. Однако весной 2011 года вышло постановление правительства РФ N 1172, которое установило 15-процентный "потолок" роста платы за коммунальные ресурсы. В итоге от запланированных инвестиций в 800 миллионов рублей осталось лишь 80, по 40 на каждую организацию. Хватит их разве что на проектную документацию.

    - Все знают о таком масштабном инвестиционном проекте, как Мурманский транспортный узел, - отметил Александр Черечеча. - Дело это хорошее, но энергоемкое. Нынешняя схема электроснабжения не позволяет выполнить те планы, которые необходимы для развития города и области: банально не хватает мощностей. Чтобы объекты МТУ могли работать, планировалось строить электроподстанцию "Северная". Чтобы ее строить, нужны деньги. В тарифе, скорее всего, их получить не удастся, поскольку есть предельные индексы и предельный размер платы за передачу электроэнергии, которые устанавливаются на федеральном уровне.

    Весомый "вклад" в ситуацию с долгами вносят электрокотельные, которые продают электроэнергию по убыточным ценам

    Другая не менее серьезная проблема связана с долгами за электроэнергию. В особенно сложном положении находятся энергосбытовые компании, которые покупают электричество у сетевиков и продают ее исполнителям коммунальных услуг - управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК и прочим организациям. Всего в регионе четыре организации, имеющие статус гарантирующих поставщиков электроэнергии. Самая крупная из них имеет задолженность примерно в 2,5 миллиарда рублей перед оптовым рынком. По этому показателю Мурманская область оказалась в числе "лидеров" по Северо-Западному федеральному округу. Причем задолженность хотя бы за два расчетных периода может привести к тому, что должник лишится статуса субъекта оптового рынка, где он закупает электроэнергию по регулируемым ценам. И нельзя не отметить, что последствия этого могут оказаться для потребителей электричества весьма печальными. Бывший гарантирующий поставщик не сможет одномоментно прекратить поставку электроэнергии. Только закупать ее он будет уже в нерегулируемом секторе, где она обойдется ему дороже. А значит, подорожает она и для исполнителей коммунальных услуг, которые и без того не отличаются финансовой дисциплиной. Население платит за электричество по-разному, но в основном нормально. Однако организации, которым перечисляются эти средства, зачастую не спешат рассчитываться с поставщиками коммунальных ресурсов. И если плата за электроэнергию станет выше, неизбежно возникнет новый виток роста долгов. И ударят они не столько по населению, сколько по сетевикам и сетям - а значит, и по промышленным объектам, которые будут к этим сетям подключены.

    Весомый "вклад" в ситуацию с долгами вносят электрокотельные, которые продают электроэнергию по ценам, не покрывающим их затраты. В итоге электрокотельные продолжают генерировать убытки, а по прогнозу сумма на 2012 год составит не менее 320 миллионов рублей. При нынешнем положении вещей эти деньги электрокотельным не удастся собрать никогда.

    Сегодня в Мурманской области в сфере передачи электроэнергии действуют 40 компаний. Региональные власти считают, что если их объединить, то выход из инвестиционного тупика будет найден. За счет этого менее эффективные компании повысят уровень управления и смогут "осуществить программу развития предприятий", а более эффективным компаниям объединение поможет "оптимизировать затраты и консолидировать финансовые средства для развития объединенной компании". В итоге это позволит проводить более эффективную инвестиционную политику, уверяют чиновники.

    Правда, законодательных рычагов для этого нет, и как заставить сбытовиков объединиться, не представляет пока никто. По словам заместителя председателя областной Думы Игоря Чернышенко, такие предложения слишком декларативны и серьезной основы под собой не имеют. Эксперты-энергетики отмечают, что объединение может привести лишь к тому, что финансовые потоки будут монополизированы в компаниях, подконтрольных властям. Ограничивать конкуренцию - значит ломать продиктованные рынком ценовые механизмы. "Котловой" принцип решить системные проблемы в энергетике не поможет. Наглядным примером может служить работа крупных компаний, управляющих в Мурманске сотнями жилых домов. Даже миллионные финансовые вливания из федерального центра не помогли им качественно отремонтировать жилье. В то же время ТСЖ в отдельно взятых домах не только меняют инженерные сети, но и со временем ухитряются снизить квартплату. Тот же принцип действует и на уровне энергетических сетей. Нужна иная модель энергетического рынка, разработку которой пора начинать.

    Поделиться