Новости

20.03.2012 00:47
Рубрика: Экономика

Технологии на государственной службе

Административный ресурс работает на инновации больше, чем рыночный
Текст: Сергей Дмитрук (директор департамента материалов для промышленности и транспорта "3М Россия")

Крупные транснациональные корпорации достаточно окрепли на рынке и за последние годы открыли много производств в России. В своем большинстве они исповедуют подход: "мысли глобально, а действуй локально", и следующими шагами будут модификация и модернизация продукции, производимой в России в соответствии с требованиями рынка, стандартов, потребителя.

Такие изменения потребуют исследований, а значит, научной и лабораторной базы. Словом, тех ресурсов, которые существуют в России, исследования могут проводиться в тесной кооперации с российским научно-техническим сообществом. Международный бизнес, в свою очередь, имеет огромный опыт коммерциализации инноваций. В целом появляется возможность для налаживания кооперации, выстраивания взаимодействия между корпорациями и российскими научными ресурсами, передачи опыта, внедрения совместных проектов, и это может явиться одной из движущих сил модернизации. Возникает вопрос: а сколько должны тратить на НИОКР компании? Для каждой в зависимости от сферы деятельности есть своя формула, и тут нет однозначного ответа. Наряду с затратами важны показатели, отражающие результаты от внедрения инноваций, другими словами, эффективность формулы.

Внедрение инноваций всегда должно иметь какую-то конкретную цель, решать определенную задачу. Накопленный опыт говорит о том, что инновации, направленные на повышение промышленной и личной безопасности, усовершенствование охраны труда на производстве - словом, на все то, что связано с регулирующей функцией государства, внедряются быстрее, нежели те инновации, которые решают задачи экономической эффективности. Речь идет о повышении производительности труда, сокращении издержек производства, придании новых потребительских качеств продукции. В России административный ресурс работает на инновации в большей степени, чем рыночный. Если у предприятия нет потребности в повышении экономической эффективности, то сложно получить и экономическое обоснование для внедрения нового, и это внедрение носит затратный и краткосрочный характер. Продукты и решения, направленные на увеличение производительности труда, экономию энергии и материалов, иногда медленно завоевывают место на рынке именно по этой причине.

Cложнее внедрять инновации в области инфраструктурных проектов. Не секрет, что все виды инфраструктур у нас в стране достаточно изношены. Есть данные, что из-за коррозии нефтепроводов потери нефти составляют от 3 до 7 процентов. Затраты на новые материалы и технологии, предотвращающие коррозию, имеют огромную экономическую отдачу, и сегодня в отрасли очень серьезно относятся к решению этой проблемы. Активно ведется строительство дорожно-транспортных сетей, но уже через каждые 7-10 лет возникает необходимость их ремонта, что обусловлено процессами коррозии металлических и бетонных частей мостов, развязок, эстакад и т.п. Однако проведение таких работ сопряжено со значительными расходами, а также снижением функциональности, проходимости дорог. Из-за отсутствия интереса современные решения в этой сфере внедрить очень сложно. Зато автопромышленность сегодня очень быстро внедряет инновации, вероятно, отрасль больше ориентирована на нововведения из-за близости к конечному потребителю.

Сильнее всего нуждаются в модернизации те отрасли российской экономики, где высок износ материальных фондов, и к этой сфере можно отнести ЖКХ. В стране эксплуатируется свыше 2 млн км трубопроводов. При этом от 40% до 70% водораспределительных сетей требуют замены, показатель износа водопроводной системы РФ составляет 75%, а средства в необходимый ремонт вкладываются незначительные. Основной проблемой, которая препятствует нормальному водоснабжению города, являются частые аварии и протечки, вызванные физическим износом трубопроводов, а также загрязнение воды продуктами коррозии. Ситуацию усложняет катастрофическая нехватка средств в ЖКХ: темпы старения водопроводов значительно превышают темпы их реконструкции.

Такое положение дел заставляет радикально пересмотреть подходы к методам осуществления ремонтных работ. Во-первых, необходимо проводить не только аварийный, но и планово-предупредительный ремонт, чтобы сохранить и восстановить то, что еще возможно. В противном случае все водопроводы придется полностью заменять, а это потребует астрономических расходов и создаст огромные проблемы с надежностью и безопасностью водоснабжения, функционированием дорожного движения и т.д.

Во-вторых, необходимо активнее осваивать и внедрять новые технологии ремонта, которые бы были одновременно экономичными, позволяли бы быстро и качественно осуществлять ремонт. Сравнительно недавно на рынке появились структурные покрытия, которые распыляются по трубе и в результате препятствуют утечкам. Эти инновационные разработки решают проблемы с ремонтом и улучшают структурные свойства трубопроводов, а также повышают качество воды. Покрытие наносится на внутреннюю поверхность трубы и образует новую трубу в трубе. Это своеобразный выход из сложившейся патовой ситуации.

Что выгоднее: создавать собственную технологическую базу для инновационного развития или импортировать технологии и продукты? На мой взгляд, выгоднее сотрудничество. На базе технологий, которые международные компании привозят в Россию, возможно создать новые решения и продукты, отвечающие специальным особенностям российского рынка. И такое сотрудничество нужно нашей стране, чтобы интегрироваться в международную научно-исследовательскую деятельность глобальных корпораций.

Экономика Бизнес Инновации