19.03.2012 23:20
    Поделиться

    Предприниматели: У России есть все, чтобы стать лидером в инновационном развитии

    Рост уровня инновационности российской экономики - общая задача государства и предпринимательского сообщества. При этом инновации должны реализовываться не ради них самих и не ради демонстрации того, что в России есть выдающиеся ученые и инженеры. Главная задача сегодня - повысить конкурентоспособность как конкретных российских компаний на глобализирующемся рынке, так и экономики в целом. К таким выводам пришли участники международной конференции "Инновационная Россия - ответы на глобальные вызовы".

    Открывая форум, президент РСПП Александр Шохин отметил, что инновации должны помочь ответить на глобальные вопросы, которые сегодня стоят перед всеми странами. Среди основных проблем - изменение климата, исчерпание невозобновляемых ресурсов, нехватка питьевой воды, разрушение почв. Базовый вопрос, по словам Шохина, в том, на какие технологии надо делать ставку, чтобы сохранить среду обитания и в то же время динамично развивать экономику. "Сегодня страны вступили в острую конкуренцию за право возглавить новую технологическую волну, за то, чтобы стать пионерами в освоении новых технологических укладов. Многие даже считают, что вторая волна кризиса - это только повод выйти в новый технологический цикл. Поэтому сложились достаточно благоприятные условия для инвестиций в инновационное развитие, но для того чтобы воспользоваться этими возможностями, необходимо координировать усилия бизнеса, государства, научных кругов, экспертного сообщества", - подчеркнул Шохин. Он также обратил внимание на то, что никто не может предсказать заранее, какие именно технологии станут ядром нового роста, при этом сами новые технологии непрерывно усложняются. Требуется все более высокая квалификация разработчиков и специалистов по коммерциализации и внедрению этих технологий.

    Как отметили участники форума, перед Россией сегодня стоит задача перехода от рентоориентированной системы к экономике, генерирующей новые знания и решения - новые продукты, новые товары, новые виды услуг. Однако пока инновационная активность российских компаний недостаточна. По словам Шохина, ядро компаний - членов РСПП регулярно инвестирует в исследования и разработки. По крайней мере у трети опрошенных РСПП компаний доля затрат на технологические инновации составляет более 10% выручки. Но если посмотреть средние цифры в целом по экономике, ситуация выглядит намного хуже. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме товаров, услуг и работ, по данным официальной статистики, составляет менее 2%. "Это подводит нас к основным проблемам инновационного развития: компаниям явно не хватает квалифицированных кадров и соответствующего капитала. Конечно, несмотря на активную политику государства в этом направлении, нас не может не беспокоить нехватка собственных финансовых средств компаний для реализации модернизационных и инновационных направлений. В частности, именно поэтому мы считаем, что льготы по инвестициям могли бы быть и реальным инструментом преодоления технологического отставания, и базой для инновационного развития", - прокомментировал Шохин. По его словам, это может быть и возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль, и повышение амортизационной премии.

    По мнению представителей бизнеса, основная проблема инновационного развития России - в отсутствии спроса на новые технологии внутри страны. В частности, у IBS Group - самой большой инновационной компании в стране, которая разрабатывает сложные финансовые системы в авиации, энергетике и автомобилестроении, - практически нет российских клиентов. Как отметил президент компании Анатолий Карачинский, многое из того, что сейчас есть в европейских и американских автомобилях, разработано в России, однако только несколько месяцев назад произошел "большой прорыв" - к IBS обратился АвтоВАЗ. "Нам надо поверить в себя, потому что у нас огромное количество хороших компаний, инновации у нас существуют, на них просто надо обратить внимание. Огромное количество технологических прорывов в последние годы делали наши люди, но часто они уезжают из страны, потому что там легче это продать. Сколько русских программистов в Силиконовой долине, сколько там русских предпринимателей? А еще больше их здесь", - сказал Карачинский. Он подчеркнул, что и Силиконовая долина, и индийский Бангалор делались "через здравый смысл", это было выгодно, разумно. "Наши такие проекты тоже надо делать через здравый смысл, а не через политические амбиции. Мне кажется, нам надо говорить о своих героях, которые добились успеха", - заключил предприниматель.

    С тем, что в России очень много талантливых людей, но инновации сегодня не очень востребованы, согласился и глава холдинга "Композит" Леонид Меламед. По его словам, технологического вклада можно ожидать там, где есть конкуренция: инновации востребованы компаниями, которые находятся на грани выживания. "Когда у тебя холодок ползет по спине, ты понимаешь, что без инноваций тебе не выжить, и начинаешь их внедрять. Хотя дело это очень сложное и рискованное. А большим вальяжным компаниям, которым не надо конкурировать, инновации не нужны, и внедрять их они не собираются", - пояснил Меламед. А конкуренции, как отметил предприниматель, в России почти нигде нет, и это большое препятствие для развития. Именно поэтому, по его словам, часто "выстреливают" компании, работающие в новых отраслях и не попадающие под монополизм и контроль государства - например, в сфере IT. В таких компаниях креативность часто выливается в результат.

    Представители компаний Силиконовой долины - в частности, гендиректор ведущего мирового бизнес-инкубатора Plug and play Саид Амиди, основатель Atkisson Group Алан Аткиссон и другие - в ходе конференции выразили уверенность в том, что у России сегодня есть все ресурсы для того, чтобы стать лидером в инновационном развитии. Заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев отметил, что в последние десять лет было принято множество документов, которые "стали неким аутотренингом: мы способны, мы готовы, у нас все есть для развития инноваций". Однако главный вопрос сегодня не в том, что новые технологии нужно развивать, а в том, как это делать. "Сегодня есть такое понятие, как coopetition - кооперация и конкуренция в ответе на глобальные вызовы. Вроде все должны взаимодействовать, но выигрывает тот, кто получит максимально от сотрудничества применительно к своим собственным страновым интересам. У России в таком coopetition шансов не очень много, потому что у нас есть свои внутренние вызовы и проблемы, которые очень ограничивают возможности ответов на глобальные вызовы и международного сотрудничества, которые связаны и с качеством среды, и с состоянием национальной инновационной системы, и с взаимодействием между собой основных игроков - государства, бизнеса, науки", - прокомментировал Фомичев. Он подчеркнул, что ни государство, ни бизнес в одиночку не могут ответить на глобальные вызовы и решить внутренние проблемы, поэтому нужно создание целого комплекса субъектов взаимодействия. По словам замминистра, необходимо создать площадку для выработки совместного видения, и последний шаг в этом направлении - создание технологических кластеров в регионах. Их полный перечень должен быть определен до конца марта.

    Поделиться