19.03.2012 23:18
    Поделиться

    Правоприменителям трудно определить, какой вид деятельности считать инновационным

    В феврале на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект "О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации". Необходимость принятия данного закона разработчики объясняют отсутствием должной регламентации отношений участников инновационной деятельности. Первая попытка закрепить в законе ряд соответствующих понятий была предпринята прошлым летом, когда были внесены изменения в Закон "О науке и государственной научно-технической политике", которые, в частности, ввели такие термины, как "инновации", "инновационный проект", "инновационная инфраструктура" и "инновационная деятельность". Также закон был дополнен небольшой главой, определившей основные цели и принципы господдержки инновационной деятельности. Тем не менее правоприменителям до сих пор весьма затруднительно определить, какой именно вид деятельности считать инновационным.

    В законопроекте ключевая роль в развитии инновационного потенциала отводится мерам господдержки инновационной деятельности посредством предоставления госгарантий под кредиты, выделяемые для реализации инновационных программ, предоставления различных преференций инноваторам, стимулирования спроса на их продукцию, содействия продвижению продукции инновационной деятельности на внутренних и внешних рынках, бюджетного финансирования отдельных инновационных программ и проектов, предоставления бюджетных кредитов, создания фондов поддержки инновационной деятельности, выдачи грантов организациям и отдельным специалистам, размещения заказов на НИОКР и инновационную продукцию, а также содействия в создании инфраструктуры инновационной деятельности. Однако, как, в частности, указано в финансово-экономическом обосновании, "законопроект только определяет формы и цели поддержки инновационной деятельности, но не указывает объемы материальных и финансовых ресурсов, которые могут направляться на такую поддержку". Объемы этих ресурсов будут определяться конкретными целевыми программами по приоритетным направлениям развития экономики. Тем самым законопроект является скорее рамочным документом, определяющим общие принципы и цели, но не предусматривает конкретные механизмы реализации мер господдержки.

    Способствовать осуществлению инновационной деятельности и формировать инновационную инфраструктуру (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий и др.) должны специализированные организации. Законопроект определяет основные требования, задачи и порядок деятельности таких организаций. Основной задачей бизнес-инкубатора является превращение результатов инвестпроекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств. Создание технопарков направлено на развитие научных исследований и разработок, а также внедрение результатов научной деятельности в производство.

    Особое внимание хотелось бы уделить вопросу создания центров трансфера технологий. По замыслу законотворцев центры трансфера технологий осуществляют интеграцию науки и промышленности путем трансфера технологий, образования новых технологических компаний, пресечения недобросовестной конкуренции и "утечки" информации. Представляется, что данная инициатива предпринята в развитие предложения России по созданию в рамках форума стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где в этом году председательствует Россия, партнерства по трансферу технологий как инициативы, объединяющей представителей 21 экономики, входящих в АТЭС.

    Однако за пределами внимания законопроекта остался вопрос о порядке взаимодействия бизнес-инкубаторов, технопарков, центра трансфера технологий между собой и с остальными участниками инновационной деятельности. Существует неопределенность в определении организаций, формирующих инновационную инфраструктуру. Законопроект недостаточно четко регулирует правовые отношения участников инвестиционной деятельности. Определение основных понятий, безусловно, является важным шагом на пути развития законодательства в сфере инноваций, однако недостаточным. Представляется, что разработчики законопроекта уделили наибольшее внимание основным терминам и определениям, но оставили за пределами правового регулирования всю цепочку взаимоотношений участников инновационной деятельности. Во многом это объясняет общий, рамочный характер законопроекта.

    Также с учетом уже упоминавшихся изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" необходимость в принятии отдельного рамочного закона "О господдержке инновационной деятельности...", который во многом дублирует действующее законодательство, уточняя лишь отдельные базовые вопросы, не представляется очевидной. Инновационная деятельность вполне может рассматриваться в составе отношений субъектов научной деятельности и входить в сферу применения Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".

    Тем не менее ввиду недостаточно подробного правового регулирования отношений субъектов инновационной деятельности, содержащегося в Законе "О науке и государственной научно-технической политике", было бы логичнее продолжить законодательную работу над внесением дальнейших изменений в данный федеральный закон. Вследствие этого результаты деятельности разработчиков законопроекта могут являться хорошей базой для внесения изменений, направленных на детализацию отношений участников инновационной деятельности.

    Сергей Стефанишин, партнер юридического департамента компании "Эрнст энд Янг"

    Поделиться