Российская премьера оперы Autland, написанной композитором и куратором музыкальной программы проекта "Платформа" Сергеем Невским для Рурской триеннале 2009 года, состоялась на "Винзаводе" в постановке молодой ученицы Кирилла Серебренникова Жени Беркович. Она стала важным прорывом в ту таинственную и запредельную для профанов область, которая зовется "современной музыкой".
Не знаю, как прошла премьера в Германии, где сложная современная музыка является естественной частью культурного ландшафта, но в Москве неожиданно высветился особый сюжет. Сама проблематика бытования современной музыки в российском контексте оказалась уподоблена миру аутистов, с которыми внешний мир не находит контакта. Страна за пределами привычной коммуникации, вопросы, не получающие ответов, язык, "неслышимый" для окружающих, - опера Сергея Невского с ее сложнейшей музыкальной фактурой стала идеальным проводником в этот мир.
Известный не только своими сочинениями, но и кураторской активностью, великолепный эрудит и яркий мыслитель, Невский утверждает, что современная музыка вовсе не так аутична, как об этом принято думать, что она может быть сильнейшим фактором социальных коммуникаций.
Следуя интенции самого композитора, режиссер Женя Беркович с подачи своего мэтра позвала в качестве драматической актрисы известную телеведущую Светлану Сорокину, которая играет тренера по психологии социального общения, а роль ее аутичного сына дала молодому актеру Роману Шмакову, известному по фильму "Юрьев день". Слушая в его исполнении стихи и таинственные тексты, выуженные из Сети, невольно думаешь, как много общего между нашим собственным опытом отторжения мира и чувствами этих неведомых нам детей.
Публику, сидящую по всему пространству "Зала белого", то и дело отвлекают от тончайшей музыки. Окатывают волнами затейливой анимации: группа в прозодежде, мило улыбаясь, тихо приставляя пальчики к губам в знак молчания, предлагает то порисовать, то слепить, а то и просто понюхать мешочки с мятой или кофейными зернами. Развлекают уроками по психологии общения, которые с экрана дает героиня Сорокиной с их простейшими рецептами успешной жизни в социуме.
Время от времени возникает ощущение, что постановочная группа относится к языку оперы Невского так же, как героиня Сорокиной, придуманная режиссером, к сложности наших контактов с миром. И так же, как она, прибегает к простейшим средствам коммуникации, чтобы создать иллюзию понимания. А между тем восприимчивость зрительской аудитории, пришедшей в "Зал белого", была способна явно на большее, вслушиваясь в каждую партию из шести виртуозных голосов (нидерландский камерный хор VokaalLAB) и хоры в исполнении московского вокального ансамбля Questa Musica. Когда же очередная волна "анимации" направлялась к сидящим в тишине и слушающим обработку знаменитого полифонического канона Окегема, хотелось вернуть музыку в формат филармонического прослушивания.
И все же есть что-то бесстрашное в том, как Женя Беркович вступила в контакт с сложнейшей музыкой Невского. Прежде всего, она нашла ей хоть и наивное, но точное отражение в драматургии, придумав истории матери, ведущей уроки по социальному общению, а между тем не знающей, как войти в коммуникацию с собственным сыном. Ситуация, когда из общества (и каждого его члена) гонятся все "нетипичные", болезненные проявления, грозит ему потерей контакта с самим собой.
Опера Сергея Невского Autland, представленная в проекте "Платформа", в том числе и об этом.