О намерении стать политической партией заявили уже около 70 оргкомитетов - об этом вчера заявил член Общественной палаты Владислав Гриб на общественных слушаниях по экспертизе президентского законопроекта о новом принципе выборов в Государственную Думу. Обсудить инициативу главы государства собрались политологи, эксперты ОП и лидеры двух политических партий - Владимир Жириновский и Сергей Митрохин. Руководство "эсеров" и "единороссов" в последний момент отказалось от участия в дискуссии.
Член ЦИК Майя Гришина вкратце рассказала об основных избирательных новеллах и "технических параметрах" документа. Она напомнила, что законопроект, с одной стороны, оставляет пропорциональную избирательную систему, с другой - дробит ее до уровня 225 двухмандатных округов. Гришина отметила, что при этом партии будут лишены возможности самостоятельно "нарезать" территории к выборам, а значит "создать крупную группу для гарантированного прохода кандидата не получится".
Научный руководитель ВЦИОМа Иосиф Дискин обратил внимание на то, что в законопроекте прописана норма представительства, на основании которой будут создаваться 225 территориальных единиц. При этом каждый субъект представляет собой как минимум одну территориальную единицу, даже если все ее население меньше, чем эта норма. В итоге голос жителя Чукотского АО будет "весить" больше, чем голос жителя Москвы или Тюмени. По мнению ученого, региональный принцип построения Госдумы не нужен - в России уже есть одна палата регионов. Зачем один и тот же принцип распространять на обе палаты?
Политолог Сергей Марков убежден, что ключевая особенность президентского законопроекта в том, что он приближает избирателей к депутатам. Но, по его мнению, в него необходимо вернуть норму о федеральной части списка. "Партии сшивают политическое пространство страны, - пояснил Марков. - У нас разнообразная федерация. С усилием удалось удержать Татарстан, Чечню - нужно сформировать общефедеральный список, чтобы присутствовало общефедеральное лидерство во главе списка".
Еще одна важная проблема, по словам Маркова, - сверхпредставительство бизнеса в парламентах. "В Европе только РФ и Украина имеют такое представительство, - пояснил политолог. - И есть стоящая рядом проблема - давление криминальных структур. Мне кажется, к сожалению, проблема разрешения создания индивидуальных кандидатских фондов усугубляет эту проблему. Предупреждаю: мы можем столкнуться с колоссальным давлением криминалитета и того, что будет крестовый поход бизнеса в парламент".
Еще одна угроза, которую Марков видит в законопроекте, - создание коалиций одномандатников. "Это не будет способствовать политическому единству РФ, и эту проблему тоже нужно решать путем усиления федеральной части списка".
Председатель "Яблока" Сергей Митрохин вообще не увидел ничего позитивного в предлагаемом законопроекте. "Плодитесь и размножайтесь, партии, - сформулировал он смысл документа. - Они будут конкурировать с другими партиями, такими, как наша. В ходе этой конкуренции от этих партий будут отгрызаться то маленькие кусочки, то большие. В итоге ни одна партия не имеет шанса пройти в Думу, но они растащат электорат парламентских и потенциально парламентских партий, что резко снизит их присутствие в парламенте".
Еще одна опасность, по мнению Митрохина, заключается в создании националистической партии: "Будет партия с жестким русским национализмом. Они резко активизировались, только и ждут регистрации, начнут активную пропаганду. Получат больше возможностей, чем сейчас, когда они загнаны в полуподполье. Это означает реакцию других этносов в виде отторжения. Начнется раскол страны по конфессиональному и национальному признаку".
При этом закончил председатель "Яблока" довольно странно: по логике его выступления он должен был призвать ОП высказаться резко против законопроекта, однако он всего лишь предложил две поправки в документ - возвращение избирательных блоков и поощрительные места за всероссийский результат партии ниже 4 %.
После Митрохина слово перешло к лидеру ЛДПР. Он, не торопясь, снял очки, придвинул к себе микрофон, откашлялся и начал говорить, постепенно ускоряясь. "Сейчас регистрация на выборах 4 партий занимает почти месяц. А если будет сто партий - как будет работать ЦИК? Выборы будут идти шесть месяцев, семь? Плюс формирование комиссий. Сегодня мы с трудом впихиваем по одному представителю от четырех оппозиционных партий. А если их будет сто, остальные тоже потребуют. А в комиссии всего 10 человек". После чего лидер ЛДПР провел сто партий через обязательную агитацию в газетах, на телевидении, на билбордах, через встречи с избирателями и напоследок попытался втиснуть их в бюллетень для КОИБа - и каждый раз результат оказывался все более плачевным.
По мнению лидера ЛДПР, в законе необходимо ввести норму о том, что лидер партии проходит в Думу автоматически - потому что избиратель голосует за партию и за ее лидера, а "своих" депутатов он просто не знает. После двадцати минут разгромной критики Жириновский тоже закончил неожиданно: "Мы поддержим закон в голом виде, как он есть".
Профессор МГУ Елена Лукьянова сообщила, что, по ее мнению, законопроект ковался в интересах "Единой России" и в качестве доказательства привела свои подсчеты: экстраполируя нормы законопроекта на декабрьские выборы в Госдуме, партия власти получает 307 мандатов еще до распределения "процентовки" - голосов за непрошедшие партии, которые падают в копилку победителя.