Буквально через несколько дней, 23 марта в Пекине стартует Год российского туризма в Китае, в рамках которого пройдет Российско-Китайский форум по сотрудничеству в сфере туризма. В апреле состоится Russian Tourism Roadshow в Берлине, Париже и Лондоне, где пройдут презентации туристского потенциала регионов России. О развитии туризма в России, его проблемах и перспективах "РГ" рассказал Александр Радьков, глава Федерального агентства по туризму.
Александр Васильевич, Россия сегодня занимает 59-е место в мире во всемирном туристическом рейтинге. Можем ли мы подняться в этом рейтинге и войти хотя бы в первую десятку стран?
Александр Радьков: Безусловно, нам есть куда расти, потому что туристический потенциал России далеко не исчерпан. Это касается и въездного туристического потока, и внутреннего туристического потока. Если брать внутренний турпоток, то в прошлом году он составил 33,3 миллиона человека. Самыми востребованными направлениями оказались курорты юга, пляжный туризм. Он занимает у нас 38 процентов турпотока. Второй по значимости культурно-познавательный туризм - 20 процентов. Дальше идет деловой и оздоровительный туризм. Большие перспективы имеют сельский и круизный туризм. Россия в этом плане очень многообразна, у нас большая палитра самых разных видов туризма.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Как обстоит ситуация с въездным турпотоком?
Александр Радьков: Здесь цифры у нас достаточно скромные, хотя общий объем въезда иностранцев в Россию в прошлом году составил почти 25 миллионов поездок. Но из них чисто с туристическими целями посетили нашу страну лишь 2,3 млн человек. Конечно, если брать за основу статистику, принятую Всемирной туристской организацией, то там считают практически все международные прибытия. Если рассчитывать по статистике ВТО, то мы выглядим не так уж и плохо на мировой арене. Потенциал, конечно, есть, но есть и нерешенные проблемы, которые мешают развитию внутреннего въездного туризма. Прежде всего это неразвитость инфраструктуры. На второе место я бы поставил доступность для потенциальных инвесторов различных кредитных инструментов и земельных ресурсов. Среди других проблем: качество предоставляемых услуг, нехватка квалифицированных кадров, недостаточность продвижения наших возможностей на внутреннем и зарубежных рынках. Нельзя не упомянуть о высокой стоимости перевозки и недостаточно широкой географии межрегиональной перевозки. Не секрет, что для того, чтобы добраться из одного региона в другой, часто нужно лететь через Москву. Вот блок тех проблем, которые необходимо решать в первую очередь.
Что делается в стране для реализации именно системного подхода?
Александр Радьков: Достаточно много. В прошлом году была принята федеральная целевая программа развития внутреннего въездного туризма. На мой взгляд, это революционный шаг в развитии именно внутреннего въездного туризма, потому что впервые мы подходим системным образом к реализации этих идей и положений. Суть этой программы заключается в том, чтобы увязать развитие туристической отрасли со стратегическим направлением социально-экономического развития регионов. Это очень важно. Сейчас происходит переоценка роли туризма на региональном уровне. Многие субъекты РФ начинают разрабатывать свои программы развития туризма, чего раньше не было. Так вот, согласно принятой программе государство будет инвестировать в инженерные коммуникации, в обеспечивающую инфраструктуру (дороги, свет, воду), в то, что делает наиболее затратным любой инвестиционный проект, чтобы подготовить площадки для потенциальных инвесторов. В прошлом году в программу вошли шесть пилотных проектов, в этом году еще подключаются регионы. До 2015 года у нас сделаны основные заявки от регионов на эти инвестиционные проекты. Общий объем финансирования по программе составляет более 330 млрд рублей. Из средств федерального бюджета будет инвестировано 96 млрд. Остальные средства - это внебюджетное финансирование, частные инвестиции.
Все регионы готовы к таким глобальным переменам?
Александр Радьков: Конечно, мы столкнулись с определенными сложностями, связанными с подготовкой самих проектов. Не все регионы оказались готовы к тому, чтобы представить качественные проекты, обоснованные с точки зрения финансов экономики и т.д. Но тем не менее все равно такие проекты определились и уже вошли в программу.
Несколько лет назад было создано несколько особых экономических зон туристско-рекреационного типа. На их освоение выделили огромные средства, в той же Анапе освободили громадную косу. Прошли годы, и в Краснодарском крае зону ликвидировали. Вы уверены в том, что очередной подход к проблемам туризма принесет результат?
Александр Радьков: Что касается зон, в целом надо сказать, что идея сама по себе оправдана и время показало ее эффективность. Вы правы, что не все зоны заработали. На сегодняшний день у нас действуют 14 экономических зон туристского типа. Семь из них открылись недавно. При создании кластера "Курорты Северного Кавказа" некоторые зоны закрылись. Закрылась зона в Анапе, не работает зона в Калининграде. Но есть успешные примеры - это "Бирюзовая Катунь" в Алтайском крае. Неплохо показала себя зона в Бурятии в Республике Алтай. Это говорит о том, что сам по себе механизм создания таких зон, а он связан прежде всего с идеей создания преференций для инвесторов, создания уже готовых инвестиционных площадок - когда государство вкладывает деньги в инженерную инфраструктуру, создает налоговые льготы и преференции, а также условия для ускоренного оформления всех необходимых разрешительных документов, - востребован. Но мы видим, что кое-где есть пробуксовка, остается открытым вопрос доступности кредитных инструментов. Не везде срабатывают механизмы безбарьерного доступа к земельным участкам.