В Носибирском Академгородке создан Центр коллективного пользования "Геохронология кайнозоя", где построен первый в России Ускорительный масс-спектрометр, разработанный в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера. Он позволяет археологам и геологам определять возраст любых материалов, содержащих углерод. Это могут быть ископаемые кости, древесина, керамика, донные осадки и геологические породы.
Напомним, что за открытие радиоуглеродного метода датировки Уиллард Либби получил в свое время Нобелевскую премию по химии. Суть в том, что в верхних слоях атмосферы под действием космических лучей образуется радиоактивный изотоп углерода С 14. И что принципиально важно, его содержание в живых организмах такое же, как в атмосфере. Однако после гибели он перестает поступать в останки организма, а тот, что в них содержался при жизни, постепенно распадается. Таким образом, измерив содержание С 14, можно рассчитать возраст древнего артефакта.
Химики уже давно освоили этот метод, но для анализа требовались десятки граммов углерода. Далеко не всегда ученым удавалось собрать такое количество, а потому многие археологические находки оставались как бы вне времени. Новосибирские физики решили проблему. Созданный ими прибор позволяет буквально поштучно подсчитать количество атомов углерода-14.
- Для датировки теперь требуется всего 1-3 миллиграмма углерода, - говорит исполнительный директор центра Василий Зенин. - Кроме того, если с помощью традиционного метода можно датировать органические материалы не старше 40 тысяч лет, то мы диапазон расширили до 50-70 тысяч лет.
Запущенный в Новосибирске прибор - первый и единственный в России. Ранее все находки наших археологов отправляли для датировки за рубеж - в лаборатории Германии, США, Японии, теперь определять возраст артефактов будут в Академгородке.
Хотя подобные приборы в мире создают уже давно, новосибирским физикам удалось внедрить в конструкцию ряд ноу-хау. "Но, пожалуй, главная особенность нашего спектрометра в том, что мы его "слепили из того, что было", - говорит член-корреспондент РАН Василий Пархомчук. - Например, вот этот весьма дорогой кожух размером с двухэтажный дом, в котором скрыта большая часть оборудования, была сделана в институте во времена "звездных войн". Потом эти программы закончились, а "бочка" пригодилась.
О необходимости иметь такую технику в Академгородке говорили давно. Подумывали о закупки прибора типа секонд-хенд на Западе, но оказалось, что только перевозка обойдется в миллион евро. (Кстати, новый УМС стоит 3-5 миллионов евро). Таких денег у сибирских ученых не было, и они решили построить его самостоятельно. Словом, голь на выдумки хитра.