На Кубани началось строительство яхтенных портов (марин). По словам местных властей, тем самым создаются необходимые условия для еще одного направления приложения инвестиций в сфере туризма, которое обладает значительным мультипликативным эффектом.
Две яхтенные марины строятся в Сочи. Одна из них возводится в комплексе с главным портом всероссийской здравницы, а вторая появится в Имеретинской низменности. Сейчас порт Имеретинский выполняет функцию грузового, но в будущем там будет обустроена марина.
- До конца этого года совместно с Минтрансом РФ планируется завершить разработку концепции развития яхтенного туризма в регионе, - сказал корреспонденту "РГ" главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин. - Принципиальная схема размещения на Черноморском побережье яхтенных портов уже практически согласована. В первую очередь будет построено 11 марин - четыре базовых и семь гостевых. Помимо Сочи они разместятся в Туапсинском районе, Геленджике, Новороссийске и Анапе. Проект нужно развивать ускоренными темпами. Для нас этот вопрос жизненно важен: край омывается двумя морями, а яхтенный туризм практически не развивается. Проведенный недавно мониторинг подтвердил: найдется много желающих среди обеспеченных туристов заходить в наши порты на собственных судах. Если Кубань войдет в международный яхтенный клуб, то у курортов будет совершенно другой статус.
Ожидается, что этот проект привлечет в Краснодарский край иностранных яхтсменов, которые захотят посетить черноморские города.
Программа строительства яхтенных портов потребует вложения немалых средств, и кубанские власти надеются, что она будет реализовываться на условиях софинансирования. Из федеральной казны ожидается выделение средств на гидротехнические сооружения (молы и пирсы), край может на себя взять инженерное обеспечение, а частные инвесторы уже проявляют интерес к обустройству новых курортных объектов.
По словам Юрия Рысина, к местной специфике будут адаптированы лучшие мировые разработки аналогичных проектов во Франции, Италии и Турции. Дело в том, что черноморская береговая линия Краснодарского края имеет свои особенности: здесь практически нет естественных бухт. Поэтому все яхтенные марины будут располагаться на искусственных территориях.
В минувшем году вступил в силу новый федеральный закон, регулирующий создание искусственных территорий на находящихся в федеральной собственности водных объектах. Этот документ послужит хорошим стимулом к появлению на Кубани яхтенных портов. Марины станут новыми точками роста для развития курортной инфраструктуры.
Не секрет, что Краснодарский край испытывает острую нехватку пляжных территорий, которые в пик сезона перегружены в два-три раза. По словам руководителя департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгения Кудели, из 1200 километров кубанского побережья только около восьми процентов занимают благоустроенные пляжи (78 километров на Черноморском побережье и 17 - на Азовском). Строительство марин подразумевает и создание новых курортных территорий, в том числе и пляжных.
Недавно делегация Краснодарского края побывала в Стамбуле на международной выставке путешествий и туризма Восточного Средиземноморья EMITT и еще раз убедилась - без развитой системы яхтенного туризма и воссоздания каботажного плавания Россия не может конкурировать с той же Турцией, где проектируются и возводятся 70 яхтенных портов. Причем десятки подобных объектов уже действуют.
- Стоимость таких участков, как искусственные намывные территории, учитывая сложность работ и место их проведения, будет достаточно высокой, - говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Проблем при реализации инвестпроектов может возникнуть много, но самое главное - вопросы экологии. Для сооружения подобной зоны придется выполнять жесткие требования законодательства.