22.03.2012 10:32
    Поделиться

    Оптимизация медпомощи заставила жителей пермских сел заниматься самолечением

    "Нас отучили обращаться за помощью в больницу", - жалуются жители села Асово Березовского района. График работы и районных, и сельских медиков заставляет пациентов просить сделать укол соседа или ветеринара.

    Корреспондент "РГ" разобрался, почему медицинская помощь для жителей села Асово и десятков других пермских деревень стала труднодоступной.

    Группа здоровья

    Жительницы Асовского поселения - кому за пятьдесят - организовали "группу здоровья": вместе собираются и гуляют по деревне. Говорят - для профилактики, помогает при сердечных и прочих недугах: прогуляешься, отвлечешься - и не нужно идти к врачу.

    - Мы уже не часто обращаемся в нашу больницу, - говорит Галина Прятченко. - Вот у меня сердце больное: осенью-весной нужно курс лечения проходить, капельницы ставить. Но за последние два года я смогла только один раз пролечиться в больнице - у нас же всего четыре койки дневного стационара, а поселение-то большое!

    В центральную районную больницу, расположенную в 30 километрах от Асово, деревенские жители стараются не ездить. "Бесполезно для нашего брата!" - говорят. Мол, врачи не лечат - только выписывают рецепты, в крайнем случае назначают уколы, а уж о госпитализации больного и речи не идет.

    - У меня было направление, где написано, что я нуждаюсь в госпитализации, - рассказывает Галина Цветова. - Нужно было полежать в районной больнице, полечить суставы - я звонила каждую неделю на протяжении двух месяцев, мне отвечали: "Мест нет!" И я отказалась. Теперь живу на одних таблетках.

    Бабушки-активистки из "группы здоровья" рассказывают, что несколько лет назад их готовы были госпитализировать в своей, деревенской больнице хоть с ангиной. В двухэтажной больнице - слишком большой для поселения с 2400 жителями - до 2005 года работало отделение сестринского ухода на 15 коек, которое принимало пациентов со всего района. После оптимизации - превращения больницы во врачебную амбулаторию - стационар в Асово закрыли. Медицинскую помощь пациентам оказывают теперь врач общей практики и фельдшер-педиатр. Сохранились физиотерапевтический и процедурный кабинеты, лаборатория для забора анализов и уже упомянутые четыре койки дневного стационара.

    - Мы не говорим, что нам нужно какое-то сложное лечение - за ним мы поедем в районную больницу, - объясняет депутат поселения Александр Гладких. - Но у нас очень большое по протяженности поселение - больше 30 километров. Представьте: вы живете на окраине, и вас приглашают перебинтовать ногу, или прогреть нос, или капельницу поставить. В такой профилактике очень многие нуждаются, ведь у нас население пожилое. Людям приходится возвращаться домой пешком, за 10-15 километров, вместо того, чтобы остаться в больнице, как было предусмотрено раньше.

    Грипп по расписанию

    К врачу общей практики в Асовском поселении каждый день обращаются по 15-20 человек в день.

    - Люди болеют часто: из 1800 взрослых 500 человек - в возрасте 60 лет и старше, - рассказывает Елена Конькова, врач общей практики асовской амбулатории. - В основном приходят с жалобами на сердечно-сосудистые патологии - артериальную гипертензию и стенокардию. Много больных астмой и сахарным диабетом.

    По словам доктора, она старается по минимуму отправлять своих пациентов на лечение в районную больницу: за минувший год в стационаре лечились всего 35 человек с острыми патологиями - инфарктом, инсультом, тяжелой формой пневмонии. На плановое лечение в районную больницу местный врач записывает еще меньше пациентов - в основном пожилых людей, которые не могут самостоятельно добираться до амбулатории, таких в прошлом году набралось всего 15 бабушек. То есть врач старается лечить всех на месте.

    Раз в неделю к жителям асовского поселения ездит врач-стоматолог из района, регулярно ведут прием приезжающие окулист и гинеколог. На территории поселения работают два ФАПа. Врач общей практики посещает больных на дому - для выполнения госзаказа ей нужно принять больше больных, чем к ней обращаются. Значит, врачебная помощь населению доступна едва ли не в избытке - делают вывод в районном управлении здравоохранения.

    Беда в том, что врачи и медсестры в амбулатории и в районной больнице ведут прием по расписанию, которое вступает в противоречие с лечебными приемами. Так, чтобы попасть на прием к узким специалистам в ЦРБ, деревенским жителям нужно доехать до района на автобусе, совершающем единственный рейс в день, и они не всегда успевают к врачам.

    А в свою амбулаторию больные, бывает, и вовсе не могут попасть. Если врач назначает в качестве лечения уколы, которые необходимо ставить строго регулярно, несколько раз в сутки, то заниматься этим будет некому, потому что процедурный кабинет работает тоже строго - по расписанию.

    - Когда мой ребенок гриппом болел, ему назначили уколы, - рассказывает Любовь Мокроусова. - Утром уколы поставят, а вечером как? Процедурный кабинет работает до трех часов дня - приходилось ставить уколы самой.

    - У меня гайморит хронический, мне назначили антибиотики колоть каждые четыре часа, - вторит Тамара Борисова. - Куда пойдешь? Я вечером ходила к соседке, а где мне еще "проколоться"?!

    Кому-то из жителей приходилось обращаться за помощью к ветеринару - и уколы ставить, и прочие процедуры сделать: как рассказывают асовские жители, даже суставы им ветеринар может полечить - прогреть с помощью "прибора для коровьего вымени".

    Деньги на койку

    Подобная организация медицинской помощи (с активным привлечением к оказанию врачебных услуг ветеринаров, соседей) и вынужденное самолечение пациентов стали некоторой новостью для районного управления здравоохранения.

    - Конечно, родители не должны сами ставить прививки и уколы детям, - говорит Александр Щукин, главный врач березовской ЦРБ. - Если есть осложнение в течении болезни, в данном случае - гриппа, или ребенок маленький, в возрасте до года, - доктор должна была направить его в Кунгур. Но, в любом случае, если врач назначает уколы, она должна обеспечить работу дежурной медсестры.

    Александр Щукин признает, что из-за очереди в стационар районной больницы пациентам из самой Березовки и с окраин района действительно предлагают подождать с госпитализацией - но, как уверяет он, лишь несколько дней, а не месяцев.

    - До 2005 года Березовский район пытался бороться с оптимизацией здравоохранения, - рассказывает Щукин. - Но она коснулась всех учреждений: раньше вместе с асовским отделением у нас было 150 коек в стационаре, сейчас осталось 77. Тогда, в 2005 году, мы пытались спасти асовское отделение сестринского ухода, но нам в министерстве здравоохранения ответили, что содержание сестринских коек - это не функция здравоохранения, а вопрос социального обеспечения граждан. Нам сказали: "Есть у вас деньги - содержите их сами".

    Денег не было. Так население осталось и без социальной помощи, которая в сестринском отделении оказывалась престарелым людям, и без поддерживающей медицинской помощи, отсутствие которой сегодня доставляет наибольший дискомфорт людям. Но районная больница на закрытии отделения ежегодно экономит 1,3 миллиона рублей - существенную для своего бюджета сумму.

    - Сегодня решить вопрос о возвращении нам стационара можно только на районном уровне, - говорит Александр Останин, глава Асовского поселения. - Мы рассматривали эту проблему и в Земском собрании района, но депутаты ответили, что не будут возрождать стационар, мотивировав это решение недостаточной бюджетной обеспеченностью. А у нас полномочий нет даже на то, чтобы провести в амбулатории ремонт.

    Депутаты Законодательного собрания края, знакомые с проблемой оказания медицинской помощи в Асово, предлагали открыть в поселении на базе больницы Межрайонный центр медико-социального ухода на 25 коек, но вопрос остался открытым.

    - Приходили частники, смотрели помещения больницы - оценивали возможность организации там центра ухода за пожилыми пациентами, - рассказывает Александр Щукин, главный врач березовской ЦРБ. - При условии, что пациенты платили бы больнице 70 процентов своей пенсии, они смогли бы там постоянно проживать. Но сегодня содержание одной койки стоит 12 тысяч рублей в месяц - ни у кого таких пенсий нет...

    Однако потребность в койках сестринского ухода есть - признают в районном управлении здравоохранения.

    - По-хорошему, не нужно было бы закрывать ни малокомплектные школы в районе, ни маленькие ФАПы. Я бы не стал, - рассуждает Александр Щукин. - Но все упирается в финансирование. А больница в Асово была хорошая...

    комментарий

    Дмитрий Тришкин, и. о. министра здравоохранения Пермского края:

    - Сотрудники министерства здравоохранения выезжали в Асово вместе в администрацией Березовского района. Депутаты Земского собрания проводили встречу с жителями по вопросам организации медицинской помощи. Были даны ответы на поставленные вопросы. Что касается коек сестринского ухода (КСУ) - в Пермском крае их развернуто 506 в 20 муниципальных районах и трех городских округах. Там оказывается медико-социальная помощь. Отделения сестринского ухода предназначены для проведения курса поддерживающего лечения больным преимущественно пожилого возраста, нуждающимся в медицинском и социальном уходе.

    За последние годы часть фонда действительно была сокращена (в 2008 году КСУ было 657). Это сделано в связи с уменьшением численности населения и неэффективным использованием этих коек - они заняты в среднем 278 дней при нормативе в 340. При этом доля КСУ в общей структуре круглосуточных коек по РФ - 1,6 процента, в Пермском крае этот показатель значительно выше и составил в 2011 году 2,3 процента. На сегодняшний день необходимости открытия отделений КСУ на базе районных больниц нет. Финансирование КСУ с 1 января 2012 года проводится за счет средств бюджета Пермского края.

    Министерство здравоохранения Пермского края, Пермь, Ленина, 51, тел.: (342) 217-79-00, сайт minzdrav.permkrai.ru

    Поделиться