21.03.2012 23:46
    Поделиться

    Эксперт: На Южном Урале прирост ветхого жилья опережает темпы строительства

    В течение ближайших 15 лет на Южном Урале предстоит решить проблему ветхоаварийного жилья. Сроки могли бы быть и короче, но участие застройщиков в этих программах пока под вопросом.

    В начале строительного сезона чиновники и строители обсудили планы и существующие в отрасли проблемы. Одной из них стал вопрос расселения старых и не пригодных для проживания домов. В текущем году на эти цели потратят почти миллиард рублей, из которых 600 миллионов придут в область по линии федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Остальные средства придется изыскать в областном и муниципальных бюджетах. В общей сложности эти деньги позволят избавиться примерно от 90 тысяч квадратных метров трущоб.

    Всего, по данным регионального минстроя, в области около 1,5 миллиона квадратных метров ветхого жилья. При указанных темпах на ликвидацию всего аварийного фонда понадобится 30 миллиардов рублей и 15 лет. Но это оптимистичная оценка ситуации.

    - В прошлые годы муниципалитеты не принимали решения о признания жилья ветхоаварийным, поэтому существующая статистика не до конца отражает истинную картину, - говорит замминистра строительства и инфраструктуры Челябинской области Сергей Сихарулидзе.

    Стоит учесть и то, что за полтора десятка лет в аварийное состояние неизбежно придет еще какое-то количество домов. Как заметил председатель правления Союза строительных компаний Урала и Сибири Александр Воробьев, прирост ветхого жилья даже по официальным данным опережает новые стройки.

    Скажем, в Челябинске сегодня насчитывается порядка трех миллионов "квадратов" в двухэтажках постройки 1940-50-х годов. На взгляд строителей, все их можно причислить к не пригодным для проживания. Чиновники оценивают ситуацию спокойнее: официально таковыми признано лишь 10 процентов двухэтажного жилфонда. Но ликвидация даже этих 300 тысяч "квадратов" потребует не менее 6 миллиардов рублей.

    По мнению замглавы Челябинска по вопросам градостроительства Дмитрия Градобоева, администрация может взять на себя 17 процентов расходов - пропорционально доле муниципального жилья в ветхом фонде. Остальное  - забота застройщиков, в том числе в неопределенных пока рамках ГЧП. Но и строители, и чиновники одинаково скептически оценивают перспективы такого подхода к ликвидации трущоб. Да, в теории проекты расселения старых кварталов, с последующим сносом и строительством на этом месте новых домов, выглядят привлекательно. Еще несколько лет назад энтузиазм чиновников в этом вопросе разделяли и бизнесмены. Но при ближайшем рассмотрении все оказалось сложнее.

    По словам Александра Воробьева, каждый квадратный метр в возведенной на месте аварийного жилья современной многоэтажке получит дополнительное удорожание на 11 тысяч рублей. Увы, но формально наличествующая инженерная инфраструктура, во-первых, изношена соответственно сносимым развалюхам, во-вторых, она изначально не была рассчитана на резко увеличенную для современного жилья нагрузку.

    Кроме того, проблемы создает сам процесс расселения. Единственный "вставший в позу" владелец квартиры в "деревяшке", которого не устроит предлагаемая альтернатива, способен парализовать весь проект. А каждый день простоя - это расходы на зарплату, обслуживание техники и лишние проценты по кредитам. Но эмоциональные рассуждения застройщиков о "советском, паразитическом мышлении" жителей аварийных домов вызывают только удивление. Мышление абсолютно рыночное: обитатели ветхих, но расположенных зачастую в центре города домов желают ровно того же, что и бизнесмены, - получить максимально возможную выгоду.

    Однако в точке пересечения интересов получается, по выражению Дмитрия Градобоева, что "никаких гарантий, кроме права аренды и соответствующего постановления, у застройщика нет. Зато есть обязательства: расселить людей в определенный срок по условиям аукциона, предоставить определенное количество квартир, застроить территорию. Доля государственных инвестиций мала, в основном расселение происходит за счет застройщиков, а им нужна законодательная база, чтобы ускорить процесс переселения и сноса". В итоге строителям невыгодно связываться с программами переселения, а чиновники не могут провести аукционы - интереса к ним нет. По крайней мере, при нынешнем положении вещей.

    Справка "РГ"

    Официально не пригодным для проживания считается 1,3 миллиона квадратных метров жилья, или 1,6 процента от общего объема жилого фонда Челябинской области. За последние два года в Челябинской области расселено 190 тысяч квадратных метров ветхого жилья, в том числе все дома, признанные не пригодными для проживания до 1 июля 2007 года.

    Поделиться