Сегодня надо говорить не только и не столько о конкурентоспособности регионов, сколько об их конкурентном иммунитете. Одной лишь способности успешно вести конкурентную борьбу с другими субъектами Федерации - за инвестиции, бизнес, кадры и так далее - сегодня уже недостаточно. Надо работать на перспективу, поэтому следует рассматривать способность территории противостоять потенциальным рискам внешних и внутренних потрясений (например, кризис, стихийное бедствие, авария и т.д.). А еще - способность территорий нивелировать угрозы и восстанавливаться после деструктивных событий благодаря внутренним ресурсам и активам.
Если уровень конкурентоспособности территории фиксирует положение вещей, сложившееся на определенный момент времени, в большей мере отражает реализованные возможности и полученные результаты, то конкурентный иммунитет сфокусирован на анализе конкурентных позиций территории в динамике с экстраполяцией в будущее с учетом имеющихся резервов и потенциальных возможностей.
Наконец, если конкурентоспособность региона растет в результате его саморазвития, создания новых производств, вовлечения новых ресурсов, то конкурентный иммунитет укрепляется через реализацию имеющихся и формирующихся конкурентных преимуществ, агрессивное продвижение экономических интересов территории и ее позиционирование в экономическом пространстве.
Например, сейчас много говорят о высокой конкурентоспособности автономных округов УрФО - ХМАО и ЯНАО. На чем она основана? На нефтегазовом комплексе. Представим себе абстрактную ситуацию, когда цена углеводородов резко снизилась, упал спрос на энергоресурсы. Что ждет экономику этих регионов? Крах. Это свидетельствует об отсутствии конкурентного иммунитета у территорий, несмотря на их высокую конкурентоспособность на сегодняшний день.
Мы забываем о том, что регион - это, по сути, мегапредприятие, обладающее совокупностью особых активов (материальных и нематериальных), которые, будучи вовлеченными в производство, способны приносить доход. Однако при сравнении территорий почти никогда не учитывают нематериальные активы.
Если мы исследуем территорию по аналогии с предприятием, то должны помнить, что до 95 процентов стоимости некоторых из них составляют нематериальные активы. Территории ожидает то же самое. Где-то это уже осознали и работают в нужном направлении, где-то нет. Мы провели соцопрос представителей властных структур и бизнесменов, чтобы уточнить их взгляды на соперничество территорий. По мнению большинства, самые действенные инструменты укрепления преимущества региона - не активная инвестиционная, инновационная политика, прогрессивное законодательство и налоговые льготы, а выгодное географическое положение и природные ресурсы. Это отражает сложившуюся систему приоритетов. На мой взгляд, ее пора существенно корректировать.