Новости

22.03.2012 00:23
Рубрика: Общество

Обошлись без "шпаргалок"

В объявленный "СОЮЗом" конкурс сочинений "Что мы знаем друг о друге?" включились белорусские школьники

ИЗВЕСТНО ли вам, уважаемые читатели "СОЮЗа", что означает в переводе с чукотского труднопроизносимое слово луораветлан? Впервые слышите? В таком случае обратитесь к знатоку - ученице 11 "Б" класса гимназии N1 города Барановичи Алесе Сасим.

Девушка, приславшая в редакцию свое сочинение с трогательным названием "Снежной косынкой мне машет Чукотка", вам скажет: так на языке северян звучит название этой народности. По-русски - "настоящие люди". Откуда, спросите, у гимназистки из Брестской области такой интерес к далекому и суровому российскому краю? Еще с детства, когда посмотрела фильм "Начальник Чукотки". А как-то однажды накануне 8 Марта достала из почтового ящика два письма, адресованные маме. Одно из них было от ее однокурсника с Чукотки. Когда-то давно поманил его Крайний Север хорошими заработками и с тех пор держит, пустил белорус Александр Переверзнев корни на вечной мерзлоте. Вот и у Алеси появилась заветная мечта: когда заработает свои первые деньги, обязательно слетает на Чукотан. Так называют свою землю живущие на "краю света" оленеводы.

Таких удивительных сюжетов в сочинениях белорусских школьников, приславших свои творения на объявленный нашей газетой конкурс "Что мы знаем друг о друге?", целая россыпь. Хотя, по правде сказать, когда наши собкоры Валентина Козлович, Сергей Голесник, Виолетта Дралюк и Ольга Кисляк отправились в школы "агитировать" ребят поучаствовать в нем, были сомнения. Учебный год на исходе. У старшеклассников не за горами школьные экзамены, затем централизованное тестирование. Дни расписаны по минутам. До "произвольной" ли программы, когда надо выполнять "обязательную". Но идею приняли, как говорится, с порога и живо откликнулись - и сами ребята, и их учителя-словесники. Тема "Что вы знаете о России?" в гомельской гимназии N36, барановичской N1, витебских средней школе N4 и гимназии N7, СШ N45 Могилева стала настоящим весенним хитом. И с каждым днем стопка сочинений на нашем редакционном столе становится все внушительнее.

5 апреля, после Дня единения народов Беларуси и России, который отмечается 2 апреля, отрывкам лучших, на взгляд редакционного жюри, творческих работ будет отведена целая полоса газеты "СОЮЗ". А пока поделюсь первыми приятными впечатлениями от знакомства с сочинениями белорусских конкурсантов. Что порадовало? Прежде всего живое образное слово. Чувствуется, ребята обходились без "шпаргалок". Не переписывали сухие строки из справочников, учебников и энциклопедий, а доверяли бумаге только свои личные наблюдения, мысли, впечатления от экскурсий, сокровенные семейные истории.

Ребята не переписывали сухие строки из справочников, учебников и энциклопедий, а доверяли бумаге только свои личные наблюдения, мысли, впечатления от экскурсий, сокровенные семейные истории...

Каждый старался найти свой неповторимый узор, а вместе они сплетаются в яркий белорусско-российский орнамент. И еще. Читая эти искренние монологи школьников из Витебска, Могилева, Гомеля или Барановичей, ловишь себя на мысли: парни и девчонки не просто много знают о России. Они, как и свою родную Беларусь, любят эту страну, желают ей добра и верят в общую судьбу белорусов и россиян. Спасибо, ребята!

Наш конкурс продолжается. Еще не поздно отправить сочинение на электронный адрес в минскую редакцию - admin@sb.by (с пометкой "для "СОЮЗа"). Ждем также ваши фотографии и рисунки. А сегодня мы публикуем несколько фрагментов из творчества белорусских школьников. Будем считать это "разминкой" перед главным стартом и выходом на финишную прямую.

Анна Короткая, гимназия N36 имени И. Мележа, 10 "А" класс, Гомель:

"...Моя семья тесно связана с Россией. В Москве живут брат и сестра. Мы часто переписываемся, перезваниваемся, ежегодно ездим друг к другу в гости. Прошлым летом я вновь гостила в Москве... Мне очень нравится этот светлый и красивый город, с его огромными проспектами, цветущими аллеями, фонтанами, соборами и памятниками. Разве можно не влюбиться в него?

А мои московские родственники влюблены в наш город, ведь он не менее красив и гостеприимен. Когда мы собираемся за праздничным столом, мы счастливы оттого, что вместе. Звучат русские и белорусские песни, а рядом с русскими пельменями дымятся белорусские драники. В такие минуты мы ощущаем душевное тепло друг друга..."

Наталия Чернышева, гимназия N7, 11 "Б" класс, Витебск:

"...Этот город я бы сравнила с добродушным старичком. Здания стары, на каждом из них лежит неповторимый отпечаток истории.

Взобравшись на холм и рукой закрывая глаза от летнего слепящего солнца, мы всматривались в архитектуру Смоленска. В этот момент мы были в каком-то роде первооткрывателями. На горизонте белели стены двухэтажных стареньких домиков, блестели купола Успенского собора. Казалось, что мы попали в прошлое, во времена, когда творили Пушкин, Гоголь, Твардовский. Памятник последнему мы обнаружили случайно. Для нас было неожиданностью, что поэт Твардовский родом из Смоленска..."

Анастасия Иванченко, СШ N45, 8 "А" класс, Могилев:

"...Мой дедушка родом из России. Где-то возле Петрозаводска он появился на свет. Дедушки уже нет. Остались в памяти те истории, что он рассказывал, сидя у костра. Истории, которые он когда-то узнал от своего отца, тот - от деда. И теперь уже моя мама рассказывает мне о России. О той, что она видела еще девочкой, когда родители привозили ее к бабушке с дедушкой на каникулы.

Россия... Такая близкая и далекая. Близкая, когда мама рассказывает о журчащих прозрачных реках, о качающихся подвесных мостах над ними, когда поет песни о России. Близкая, когда папа ездит по делам в Москву, Брянск. Близкая, когда бабушка рассказывает о лесных дарах: морошке, малине, грибах. Близкая, когда прадед рассказывает о Великой Отечественной войне. О своем брате, который пропал без вести в блокадном Ленинграде и навсегда стал частью этого города. О людях, которые выдержали все испытания и победили врага. Они не делили себя на русских и нерусских. Они были едины..."

Ульяна Самусенкова, гимназия N1, 6 "А" класс, Барановичи:

"...Я хочу рассказать о моем прадеде Романе Самусенкове - участнике Великой Отечественной войны. Он родился в 1914 году в России, в Смоленской губернии. Роман учился в школе, потом окончил училище, стал бухгалтером. В 1940 году был призван в армию в Белоруссию. Вскоре началась война. Прадед служил под Барановичами. Его часть попала в окружение, но Роману удалось вырваться из блокады, как и большинству бойцов. Для борьбы с врагом Роман Самусенков создал партизанский отряд в Лидском районе. Народные мстители вели рельсовую войну. За успешные действия против фашистов мой прадед был награжден орденом Красного Знамени..."

Кристина Ворона, гимназия N36 имени И. Мележа, 10 "А" класс, Гомель:

"...А еще Россия - это мои друзья из Самары, с которыми я познакомилась в прошлом году на конференции исследовательских работ учащихся "Мележевские чтения", проходившей в нашей гимназии. Оказалось, у нас много общего, несмотря на то, что живем мы далеко друг от друга...

Россия у меня ассоциируется и с "Евровидением-2009", которое привез Дима Билан. По-моему, это было потрясающее шоу, лучшее за всю историю песенного конкурса. Знаю, что сейчас Россия готовится к зимним Олимпийским играм, которые пройдут в 2014 году в Сочи. Проведение этого праздника спорта было бы невозможным, если бы не победы российских спортсменов...

Но есть у меня и вопрос, который не дает покоя. Россия - необъятна. Как российский президент управляет такой огромной территорией?!"

Общество Образование Международные организации Союзное государство России и Беларуси