Новости

23.03.2012 00:41
Рубрика: Экономика

За агента ответишь

Контроль за работой НПФ может стать жестче

Минфин предлагает запретить негосударственным пенсионным фондам привлекать накопления граждан, если на данный фонд поступило хотя бы две жалобы на неправомерный перевод средств. В минздравсоцразвития также работают над комплексом мер, которые заставили бы НПФ активнее контролировать работу своих агентов.

Такие меры, как крупные штрафы (от 300 до 500 тыс. рублей) по итогам разбирательства жалоб граждан либо даже приостановка деятельности НПФ (по решению суда), могут попасть в проект закона, над которым сейчас трудится рабочая группа при минздравсоцразвития. В нее, помимо регуляторов, входят и представители рынка.

В качестве более оперативной меры можно применить поправки в приказы минфина, которые регулируют порядок инвестирования пенсионных накоплений. Главная мера, которую предлагает минфин, - дать право ПФР приостанавливать или вообще расторгать трансфер-агентские соглашения с НПФ на основании жалоб граждан. Для приостановки будет достаточно, чтобы поступило только две жалобы.

"Конечно, предшествовать такому решению должно серьезное разбирательство, - признают в Пенсионном фонде. - Ведь далеко не все возмущенные обращения граждан в действительности говорят о недобросовестности агентов. В ряде случаев, бывает и такое, люди сами забывают, что подписали заявление о переводе своих средств".

Всего в прошлом году, уточнили в ПФР, поступило более 5 тысяч жалоб граждан. В этом году статистики еще нет: рассылка информационных писем гражданам заканчивается в марте, так что реакции можно ожидать не раньше апреля-мая.

"Говорить о проекте приказа минфина, как о руководстве к действию преждевременно, - заявил вчера "РГ" советник президента Национальной ассоциации Негосударственных пенсионных фондов Валерий Виноградов. - Окончательный вариант может сильно отличаться от представленного. НАПФ в предложенные минфином сроки представит свои соображения".

Борьба с недобросовестными агентами, считают в НАПФ, должна быть комплексной. "Нужно с помощью законодательных барьеров снять любые побудительные мотивы к совершению мошенничества, - поясняет Виноградов. - Мы направляли наши предложения в министерства и ведомства. Их суть в следующем: заключение договора об обязательном пенсионном страховании должно происходить в электронном виде на портале Госуслуг с помощью единой электронной карты. До момента вступления в силу этой операции необходимо ограничить количество заявлений на перевод накоплений от одного гражданина".

Напомним, сейчас законодательство разрешает переводить накопления несколько раз в течение года, а действительным Пенсионный фонд признает самое последнее заявление. НАПФ предлагает, чтобы такие заявления можно было подавать не чаще одного раза в три года. Кроме того, в НАПФ считают необходимым закрепить в законодательстве юридический статус агента и его ответственность за нарушения.

"Простой разрыв трансфер-агентстких отношений не предупреждает случаи мошенничеств. Запретительные карательные меры в отношении фондов никак не отражаются на агентах, они не несут наказания", - считают в НАПФ. В ПФР, напротив, полагают, что именно НПФ отвечают за добросовестность принимаемых на работу агентов: "НПФ должны их контролировать - например, через обзвон клиентов. Многие НПФ это делают, и у них нарушений нет".

В минздравсоцразвития же вчера "РГ" сообщили, что предложения НАПФ рассматриваются при подготовке законопроекта наравне со всеми прочими. Говорить же об окончательной редакции будущего закона пока рано: работа лишь в самом начале.

Экономика Финансы Экономика Пенсии и пособия Правительство Минфин Правительство Минздрав Изменение пенсионного законодательства