Подробности процесса, который проходил в Санкт-Петербурге, корреспонденту "РГ" рассказал председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой академик Эдуард Кругляков. Он был ответчиком наряду с академиком Евгением Александровым и директором Государственного оптического института им. С.И.Вавилова Константином Дукельским. Петрик выставил ученым счет за моральный вред в размере 6,6 миллиарда рублей.
Петрик приучил, что от него всегда надо ждать неожиданностей. Что-то он преподнес на этот раз?
Эдуард Кругляков: Преподнес, когда с самого начала вдруг отказался рассматривать дело в городском суде, который мы предлагали, а настоял на районном. Мы согласились, но тут выяснилось, что на этом уровне нельзя обсуждать вопросы, связанные с государственной тайной, это компетенция городского суда. Тогда Петрик снял все претензии, связанные с секретностью. И дело рассматривалось в районном суде.
Что же осталось в деле?
Эдуард Кругляков: Например, я писал, что невероятно, чтобы Петрик смог освоить технологию выращивания драгоценных камней, которая создавалась многие годы целыми институтами и другими организациями. Он заявил, что таким образом я обвинил его в воровстве. Но прямо этого я нигде говорил.
Еще одна претензия Петрика касалась его заявления, будто бы он впервые разработал технологию выращивания из газовой фазы монокристаллического кремния. Я предоставил суду письмо председателя Совета по полупроводникам РАН академика Кузнецова. Он пишет, что эта технология известна с 50-60-х годов прошлого века.
На суде сотрудники Государственного оптического института, в частности выдающийся технолог Мусатов, рассказали, что Петрик разными способами "добывал" образцы изделий института, которые в разных высоких инстанциях выдавал за свои разработки. Надо учесть, что это было время, когда институты находись в бедственном положении, за чечевичную похлебку могли сделать или даже вынести что угодно. Словом, этот суд в Санкт-Петербурге Петрик проиграл.
Но есть встречный иск ваш к Петрику, который рассматривается уже в Москве? Какая там ситуация?
Эдуард Кругляков: Речь идет об оскорблении Петриком нашей чести и достоинства. Ведь он, где только можно, поносит наши имена. Сейчас требуется провести лингвистическую экспертизу его публичных высказываний. Петрик несколько раз менял организации, в которых он согласен ее провести, наконец, уже сам суд назвал окончательный вариант - Институт русского языка им. Виноградова РАН. Результат будет известен в конце месяца.
А что с водой? Ведь весь сыр-бор вокруг Петрика начался с изобретенных им "чудо-фильтров" для очистки воды?
Эдуард Кругляков: С этими фильтрами связано еще одно дело, где истцом выступает Общество потребителей. Судья потребовал предъявить 4 образца фильтра Петрика, которые можно купить в обычном магазине, а еще 4 он должен предъявить сам. Сейчас все они проходят экспертизу в Институте экологии человека им. Сысина. Ждем результатов.
Справка "РГ"
Виктор Петрик - российский предприниматель, который доказывает, что создал чудо-фильтры для очистки воды, а также еще несколько уникальных технологий. Петрик - выпускник факультета психологии Ленинградского университета. В 1984 году был осужден за мошенничество, в 1989 году освобожден условно-досрочно.