Собеседник "РГ" - знаменитый тренер Наталья Дубова, которая занялась тренерской деятельностью еще в 1969-м. Дело жизни - ледовые танцы. Среди учеников заслуженного тренера России и СССР Дубовой прославленные чемпионы в танцах на льду Марина Климова - Сергей Пономаренко, Майя Усова - Александр Жулин, Оксана Грищук - Евгений Платов, канадцы Шей-Линн Бурн - Виктор Краатц и многие другие. С сентября 1992-го вместе с мужем, знаменитым советским пловцом Семеном Белиц-Гейманом, работает в США, где открыла свою международную школу.
Наталья, с вами только в Ницце и встретишься. У вас на чемпионате кто-то выступает?
Наталья Дубова: Конечно. Люблю быть первооткрывателем. В свое время удалось с нуля подготовить китайскую танцевальную пару, вошедшую в двадцатку на Олимпийских играх. Сейчас веду интересный проект с Турцией. Юниоры - турки, катающиеся всего полтора года, прошли две классификации и стали 18 в мире из более чем 30 пар. Успех способных ребят. А в Ницце я с взрослой парой из Турции.
Наташа, что ж, рад за турецких фигуристов, и все же, как везде и всегда, главное внимание лидерам. В танцах это олимпийские чемпионы канадцы Тесса Вертю - Скотти Мойр, американцы Мэрил Дэвис - Чарли Уайт, победители московского первенства-2011. Сможет ли кто-то еще вмешаться в этот спор?
Наталья Дубова: Борьба развернется между этими двумя дуэтами. И тут замечу, что для всего мирового фигурного катания американская пара важна тем, что партнерша не с самыми лучшими внешними данными, да и ростом, доказала всем: несмотря ни на что, можно кататься так, что ты станешь первой. Значит, новые правила в какой-то степени прогрессивны. Это открывает двери большому количеству талантов, которые, наверное, раньше бы и не рискнули замахнуться на самые дерзкие завоевания. Возможно, к России это не относится. Тут более широкий выбор, и идет подбор фактурных фигуристок. Какая из двух пар будет лучше? Оставим гадание на кофейной гуще. Да, виртуозность, класс тоже имеют значение: пришли судьи, посмотрели за пару дней до начала тренировку и все для себя заранее решили. Нет, на чемпионате мира при распределении первых мест подобного не бывает. Потому что за этими двумя парами столь высокие титулы, что имеет огромное значение то, что покажут они на день, нет, даже на час выступления. У кого будут чище обязательные элементы, явственнее эмоциональность, профессиональный подъем, у кого выше скорость. Победят виртуозы, которые сделают все, на что только способны в эти свои минуты на льду.
А как вам бронзовые призеры прошлого чемпионата брат и сестра Майя и Алекс Шибутани?
Наталья Дубова: Начну с шутки. Хочу в Ницце подойти к их родителям и спросить, не в честь ли моих учеников чемпионов мира Майи Усовой и Александра Жулина назвали детей? Но для меня восхождение этой пары совершенно неудивительно. Игорь Шпильбанд и Марина Зуева готовят этот дуэт очень добротно, не торопясь, всесторонне, привлекают разных специалистов. Тренер показывает свое высшее мастерство на чемпионах. А уж дальше вы обращаете внимание на его скамейку. Ага, кто ж там? И у Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой все гармонично идет одно за другим. Тут как в сказке про репку - бабка за дедку, дедка за репку и так далее. Только репку никто не думает выдирать. Она пустила глубокие корни. И у меня вот эта длинная скамейка приводила к успеху, и все мои дуэты были в чемпионах и призерах чемпионата мира.
А что скажите о французах? Натали Пешала сломала нос, но ей сделали специальную маску, и она с Фабьяном Бурза все же решилась выступить. Как вы относитесь к такому геройству?
Наталья Дубова: Люди катались и с сотрясением мозга, и с переломанными носами. Я работала с канадской парой Шей-Линн Бурн - Виктор Краатц. Так Шей-Линн, сломав нос, пошла потихонечку на операцию и через неделю поехала на соревнования. Это - большой спорт. Здесь свои собственные критерии с постоянными испытаниями, со стрессами, с выживанием только сильных характеров. Я не удивлюсь, если Натали будет кататься у себя дома. Но что касается французского дуэта, то они не мои герои на льду.
Давайте плавно, как и положено в танцах, перейдем к российским парам.
Наталья Дубова: Я столько лет, крови и пота отдала нашему спорту, что о российских спортсменах скажу обязательно. Вернулась с юношеского чемпионата мира и очень порадовалась выигрышу первой нашей танцевальной пары Виктории Синицыной - Руслана Жиганшина. Катаются монолитно. Но в чем, на мой взгляд, проблема российских танцев? Пришла я на тренировку трех российских пар на чемпионате Европы. Показалось мне, что пары разные, а стиль - один. Радуюсь успехам наставников, их воспитавших, искренне желаю успеха и медалей в Ницце. Не обсуждаю то, в чем, к сожалению, не участвую. Но хотя и могу ошибаться, однако костюмы несколько старомодны, выбор музыки - тоже. Ведь патетика сегодня ушла. Она, может, и вернется, но сейчас - на втором плане. А выходят на сцену именно филигранность, эмоции, разговор двух людей, которым музыка не мешает. А получается, что в самой блестящей и замечательной музыке - гром и молнии. Шумит - и затмевает мастерство спортсменов. И часто фигуристы даже самой высокой квалификации, которыми являются три лучших российских дуэта, сражаются с этой музыкой, а мы не можем ими насладиться. В костюме многовато деталей, перенасыщено. Понимаете, главное - поймать прогресс.
Поймала ли его наша молодая пара Eлена Ильиных - Никита Кацалапов?
Наталья Дубова: Поживем - увидим. Девочка очень балетная, очень симпатичный мальчик. Но жду новых интересных изысканий. Пора из перспективных переходить в конкурентоспособных. И чемпионат в Ницце здесь многое покажет. Мне нравится пара Екатерина Рязанова - Илья Ткаченко. Как они стоят на ребре конька - то на одном, то на другом, как сосредоточены на результате. Нравится, что в них нет премьерства за кромкой льда, что в них есть спортивный дух. Вот это важно. Если говорить о перспективах россиян во время этой предолимпийской игры, то я бы посоветовала прибавить обороты всем, включая обладателей двух серебряных медалей европейского первенства Екатерине Бобровой - Дмитрию Соловьеву.
А чего ждете от первенства в мире? Вряд ли появятся уж совсем новые пары?
Наталья Дубова: И я сомневаюсь. Все, кто мог, уже появились, общий уровень вырос необычайно, потому жду потрясающей борьбы, демонстрации новых воплощенных идей. Каждый чемпионат должен поднимать уровень развития ледовых танцев на следующую ступень. И если с огромной радостью увидим, что к двум североамериканским парам прибавятся наши, российские, что они, дай бог, конкурентоспособны, что покажут класс, что есть и еще одна канадская пара, и французская с переломанным носом, тогда получится все, чего мы все ждем. Работаем же всегда в экстремальных условиях, когда столько адреналина и задача поймать удачу среди равных. Хочу, чтобы Россия была среди равных, а не среди перспективных.