Президент РФ Дмитрий Медведев считает реальностью евроатлантическое сообщество безопасности, но при условии, что все страны будут слушать друг друга и участвовать в его создании, опираясь на нормы международного права.
Глава государства принял участие в научно-практической конференции Российского совета по международным делам, где обсуждались перспективы и сама возможность идеи евроатлантической безопасности. Сам совет был создан в 2010 году по распоряжению президента для более тесного взаимодействия российских научных организаций с иностранными экспертами по проблемам международных отношений. Собравшись в Москве, они пытались ответить на вопрос, является ли тема евроатлантической безопасности реальностью или останется мифом.
- Мое мнение - пока это миф, но этот миф должен стать реальностью. И мы все в этом можем поучаствовать, - заявил Дмитрий Медведев.
Россия готова вносить свою лепту в это, но руководствуясь, конечно, своим видением процесса. "Безопасность может быть только неделимой и равной, - уверен глава государства. - Попытки укрепить собственную безопасность за счет других разрушают саму идею построения сообщества государств и подрывают основы сотрудничества".
|
Видео: Сергей Куксин |
А между тем в Евроатлантическом регионе прочное партнерство становится все более востребованным, и для этого, напомнил Медведев, есть все предпосылки. Это и совместная борьба с морскими пиратами, с лесными пожарами, работа над программой "Партнерство для модернизации" и многое другое. И если еще относительно недавно сила государств измерялась военной мощью, то теперь - "открытостью и готовностью к партнерским отношениям".
Сегодня мир - в частности, Россия и партнеры по НАТО - проходит проверку этой готовности в вопросе размещения системы противоракетной обороны в Европе. "Для нас принципиально важны надежные и опирающиеся на военно-технические и географические критерии гарантии ненаправленности развернутой системы ПРО в отношении российских сил ядерного сдерживания", - в очередной раз напомнил Медведев. До сих пор никто не смог убедить руководство нашей страны, что вся эта затея не угрожает России и что, как заверяют партнеры, Москва сможет тоже пользоваться этой системой. Пока в Кремле видят только потенциальный взлом ядерного паритета.
Пока остается возможность для диалога, Россия от него не отказывается, но время уходит, констатировал Медведев: "В наших взаимных интересах - скорейший выход на взаимоприемлемые договоренности, но именно взаимоприемлемые". Опыт диалога имеется, если вспомнить, что ранее в короткие сроки Россия и США смогли подписать новый договор об СНВ.
- Мы должны услышать одну простую вещь, услышать и получить ее закрепление, - еще раз подчеркнул глава российского государства и даже предложил приблизительный текст. - "Уважаемые коллеги, уважаемые друзья из России, противоракетная оборона не направлена против Российской Федерации".
Только это должно быть четко зафиксировано в документе, а не в дружеской беседе. Verba volant, scripta manent (То, что сказано, улетучивается; то, что написано, остается), перешел Медведев на латынь.
Одной ЕвроПРО тема евроатлантической безопасности для России не ограничивается. Москва также выдвигала предложения о заключении договора о европейской безопасности, который должен будет укрепить фундамент международных отношений. Развитие ситуации вокруг Ливии, а теперь и Сирии, когда через Совбез ООН фактически пытаются провести возможность военного вмешательства в дела суверенного государства, лишний раз убеждают российское руководство в необходимости такого документа. "Никакие схемы управления глобальными международными процессами не станут жизнеспособными, если в них не будет использоваться или уважаться принцип верховенства права, во-первых, и, конечно, принцип суверенитета государств, во-вторых", - указал Медведев.
В последнее время возросло количество желающих и попыток в обход ООН прибегнуть к использованию силы для решения своих задач. Кто-то, заметил президент, не называю "имен", поскорее хочет сделать демократической Сирию, кто-то разобраться с Ираном и его ядерной программой. "Да, нас тоже очень тревожат многие процессы и в том числе те вопросы, о которых я только что сказал, - заявил Медведев. - Но за всем тем, что происходит, очень часто просматривается просто ущербная логика и психология войны".
При этом для достижения цели используется метод массированного манипулирования общественным мнением, заметил российский лидер. Нужные задачи доносятся как истина в последней инстанции, другие точки зрения отбрасываются. "Любые инициативы и действия, даже в том числе поддерживаемые большинством, не могут попирать международное право и демократический порядок принятия решений", - сказал глава государства.
Безопасность в наши дни имеет разные грани. В Евроатлантическом регионе, как считает российский лидер, накопилось немало проблем в той же сфере прав человека. "По-настоящему эффективно бороться с ними можно лишь на основе конструктивного и равноправного сотрудничества с использованием всего спектра механизмов регионального взаимодействия, включая и Совет Европы, и ОБСЕ, - снова повторял Медведев главную идею. - Мы к такому сотрудничеству готовы и последовательно призываем к этому всех партнеров".
Партнеры же предпочитают навязывать миру свои взгляды. Никак иначе российское руководство не понимает "мантры" отдельных стран, считающих себя главными проводниками демократии и считающих, что могут выбирать демократические пути развития для государств, чья внутриполитическая жизнь регулируется другими нормами "Это или демократия - или не демократия. Самим-то не грустно от этого?" - поинтересовался президент России.
- Необходимо отбросить конъюнктурные подходы и дать себе отчет, насколько глубоки и серьезны перемены, которые происходят в мире, - еще раз попытался Дмитрий Медведев вразумить партнеров. - Только в этом случае мы сможем воплотить идею о единой Европе, без разделительных линий, а это реальная задача. И мы в России этого очень хотим. Времена размежевания, к счастью, канули в прошлое, им нет возврата.
Кстати
Дмитрий Медведев вручил президентские премии для молодых деятелей культуры за 2011 год. Лауреатами стали певица Венера Гимадиева, артист Мансур Мусаев и архитектор Арсений Чакрыгин.