25.03.2012 23:00
    Поделиться

    Сбербанк судится с воронежской компанией "Павловскгранит"

    Градообразующее предприятие пытаются пустить с молотка

    Скандальная ситуация с разрешением миллиардного хозяйственного спора, дошедшая до Верховного суда, может бросить тень на репутацию нашей банковской системы, а также и судебной ветви власти. Одна сторона в споре обвиняет другую в неисполнении обязательств, та в ответ - в спланированной попытке рейдерского захвата предприятия-гиганта.

    Судебные баталии развернулись между Сбербанком и воронежской компанией "Павловскгранит". А заложником тяжбы стало все население города Павловска. ОАО "Павловскгранит" - градообразующее предприятие, оно включено в правительственный список моногородов страны. Это крупнейший в Европе производитель гранитного щебня, на котором работает более 3 тысяч человек. Предприятие поставляет продукцию для ведущих ведомств страны - РЖД, минобороны, "Олимпстроя", минтранса, "Автодора", а также многих крупных строительных и дорожно-строительных организаций.

    Конфликтная ситуация началась с кредита, который компания взяла у Сбербанка в августе 2008 года. Сумма кредита была внушительная - 5,1 миллиарда рублей. Ставка тоже не маленькая - от 15 до 17 процентов. Одним из основных акционеров ОАО является Сергей Пойманов, производственник, бизнесмен, депутат Воронежской областной Думы. Надо думать, в крупнейшем банке страны деньги считать умеют и миллиарды давали не под мандат депутата. В случае чего его думское кресло с молотка не пустишь. В качестве залога были записаны акции компании - банковские менеджеры знали, что под такие гарантии можно без риска одолжить сумму даже на порядок выше.

    Почти два года - до марта 2010 года, платежи шли исправно, банку было выплачено более 730 миллионов рублей на погашение кредита и более 1 миллиарда рублей по процентам. Задолженность уменьшилась до 4,3 миллиарда рублей. Несмотря на разразившийся кризис, компания не бросила город, производство и штат не сокращали, люди получали зарплату, были сохранены все социальные гарантии.

    - Социальная ответственность градообразующих предприятий в моногородах - это главная форма нашей ответственности, - заявил Сергей Пойманов, выступая в Госдуме как депутат облдумы от партии "Единая Россия" с инициативой придать градообразующим предприятиям и моногородам особый статус. - Потому что и жителям, и государству нужна уверенность в завтрашнем дне.

    Кризис особенно сильно подкосил строительную отрасль. Перед компанией тоже встала дилемма: исправно платить по долгам или выбрасывать людей на улицу. Время было непростое для всех, но страна переживала его сообща. Президент и правительство весомо поддержали деньгами банки именно для того, чтобы те продолжали финансировать отечественные предприятия. И рекомендовали им не обрушать экономику, не отбирать у людей жилье и последние рубли за просроченные кредиты, идти по пути отсрочек и реструктуризации долгов. При этом надо заметить, что государство давало деньги банкам по ставке рефинансирования - 8 процентов, однако кое-кто из них, пользуясь трудной ситуацией, драл с предприятий за кредиты в два-три раза больше.

    Рейдерский захват предприятия осуществляется под видом работы с клиентом, задержавшим платеж банку

    Именно с просьбой о реструктуризации оставшегося долга руководство компании обратилось в Сбербанк. Но предложенные варианты рассмотрены не были, а банк передал кредит компании своей дочерней структуре - ООО "Сбербанк Капитал" во главе с Ашотом Хачатурянцем. С этого момента и началась настоящая атака на "Павловскгранит".

    22 июня прошлого года "дочка" перевела на свой лицевой счет 37,36 процента акций компании. А спустя еще два дня, 24 июня, пакет был раздроблен и акции ушли на счета новых владельцев. По мнению юристов компании, все это было сделано незаконно, с нарушением многих норм законодательства. Акции изъяли на основании исполнительной надписи нотариуса Айгуль Карнауховой. По нынешнему закону нотариус получил право выдавать документ, именуемый исполнительной надписью, которая, минуя суд, идет прямиком к судебному приставу-исполнителю. Судя по всему, и пошла писать губерния...

    Вот как оценивает ситуацию председатель Московской коллегии адвокатов "Юлова и партнеры" Елена Юлова:

    - Действиями лиц, в результате которых осуществлен переход права собственности на акции, нарушен целый ряд норм действующего законодательства. Нарушения в нотариальной процедуре повлекли нарушения в рамках исполнительного производства. Кроме того, судебный пристав-исполнитель допустил, со своей стороны, также нарушения закона.

    Юристы поясняют, в чем именно. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" обязал судебного пристава-исполнителя вначале установить срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в документе. Тогда должник или компания делают для себя выводы и принимают меры для защиты своих интересов: либо исполняют предписание, либо обжалуют его установленным порядком. Такой срок приставом установлен не был, поэтому юристы квалифицируют экспроприацию акций как тайную сделку. Сергей Пойманов заявил: "Павловскгранит" усматривает реализацию схемы рейдерского захвата предприятия, спланированного и осуществляемого в интересах сторонних лиц под видом работы с недобросовестным плательщиком".

    Тысячи жителей моногорода, включенного в правительственный список, могут остаться без работы и средств

    Имена этих "сторонних лиц" - новых владельцев акций - оказались глубоко засекречены. Лишь спустя время удалось выяснить, что 25 процентов акций уплыли за моря на счета некой кипрской компании "Нисорам Холдинг Лимитед", которая, по данным, опубликованным в СМИ, считается собственностью владельца Национальной нерудной компании Юрия Жукова. Где исчезли еще 11,37 процента, банк так и продолжал хранить гробовое молчание. Даже когда дело рассматривалось в Воронежском арбитражном суде и суд обязал "Сбербанк Капитал" предоставить такую информацию, этого сделано не было. Суд наложил на Сбербанк и его "дочку" судебный штраф и взыскал в доход федерального бюджета 10 тысяч рублей. Но что слону дробина? Оба банка подали было апелляционные жалобы, однако 19-й апелляционный суд, изучив материалы дела, нашел жалобы несостоятельными, а решение суда первой инстанции законным.

    Представителей "Павловскгранита", как гром среди ясного неба, сразило еще одно нежданное известие: 36,37 процента акций их крупнейшего в Европе предприятия оценили всего лишь в 1,14 млрд рублей. Оказывается, в процессе "сравнительно честного отъема" собственности, как сказал бы известный литературный герой, была проведена оценка залоговых акций. Проводила оценку некая консалтинговая и оценочная компания "НЕО-центр". В "Павловскграните" с такой оценкой не согласились, провели свою независимую экспертизу, которая назвала другую сумму - 4,6 млрд рублей.

    На официальном сайте компании назвали и еще одну структуру, аффилированную со Сбербанком - регистраторское общество "Статус". Оно стало реестродержателем акций "Павловскгранита" и, как оказалось, тоже замыкается на Сбербанк - он значится в числе учредителей общества. Это обстоятельство очень расходится с позицией высшего руководства страны, которое требует исключить аффилированность бизнес-структур с госкорпорациями. В компании считают, что в числе "сторонних лиц" могут быть также некоторые высокопоставленные чиновники федеральных ведомств, в том числе в погонах.

    Из анализа документов и утечек информации руководство компании делает вывод, что была заранее разработана целая операция по захвату Павловского ГОКа. "Сбербанк Капитал" не имел права втихомолку, не уведомив компанию, завладевать ее акциями. На суде банкиры утверждали, будто они уведомили владельцев заказным письмом и даже называли почтовый номер. Да вот оказия: такое письмо в "Павловскгранит" не пришло. Когда начали поиски, врио заместителя начальника Московского почтамта N 9 призналась, что письмо с таким номером было, но оно "возвращено отправителю за истечением срока хранения". А адресатов о письме не известили "ввиду ошибочных действий работников 316-го отделения связи". За эту "ошибку" ценой около 3,5 миллиарда рублей "с ними проведен инструктаж". С трудом верится, что некие нерасторопные сотрудники "Почты России" "ошиблись" совершенно случайно и бескорыстно, без подсказки заинтересованных лиц.

    Сергей Пойманов срочно собрал пресс-конференцию.

    - В наше распоряжение попал ряд документов, - сказал он. - В том числе план завладения предприятием, в нем значилась даже составленная смета для каждого этапа операции. Имелось соглашение о намерениях между главой "Сбербанк Капитал" Хачатурянцем и владельцем той самой кипрской компании Жуковым. В пункте "Опцион", в частности, там написано: "Покупатель получает эксклюзивное право в течение Срока Опциона на приобретение у продавца Задолженности или акций/имущества ПГ". То есть нашего Павловского ГОКа.

    Естественно, "гранитный утес" из Павловска не стал покорно склонять голову перед тайными рейдерами. Начались обращения в прокуратуру и суды. Причем прокуроры сразу встали на сторону производственников и населения Павловска. А в судах одни судьи подтверждали правоту "Павловскгранита", другие в упор не хотели видеть нарушений закона со стороны атакующих. Одинцовский суд Московской области, например, нарушений не усмотрел. Производственники возмутились: как же так, изымают залоговые акции без ведома владельцев, организуют фиктивные торги без допуска сторонних участников, акции продаются в 4 раза дешевле их реальной стоимости, и все это законно?

    Зампред Верховного суда Владимир Соловьев вынес постановление о приостановлении исполнения решения Одинцовского суда до полного выяснения всех обстоятельств дела. Но в ряде СМИ и интернет-изданий на него тут же обрушился вал клеветы и грязных обвинений в коррупции вплоть до нецензурных оскорблений. Под таким прессом другой зампред главного суда страны поспешил отменить это решение...

    Куда еще стучаться? В Страсбург? Сергей Пойманов обратился с письмом к главе правительства РФ и рассказал о реальной угрозе, нависшей над жителями моногорода от действий рейдеров. По указанию премьера состоялось заседание в Департаменте экономики и финансов правительства РФ с участием сторон конфликта. Сергей Пойманов проинформировал, что решается вопрос о кредите с другим кредитным учреждением и долг перед Сбербанком будет погашен в полном объеме. Там же на совещании банкиры признали, что переуступили долг "Павловскгранита" коммерческой структуре Жукова. В итоге решили не предпринимать пока никаких фискальных действий. Но на следующий же день банк вдруг подал заявление в суд о признании "Павловскгранита" банкротом как не исполнившего обязательства по платежам. Новый кредитор лишь в недоумении развел руками.

    В ряде СМИ, блогах и эфире стало широко разноситься известие о письме Пойманова и совещании в правительстве. Оно привело в состояние творческого восторга многих записных эфирных заклинателей. Коль прозвучало имя премьера - тут уж хлебом не корми, дай повитийствовать. Полились соловьиные трели в честь белых и пушистых банкиров и ненормативная брань в адрес этих ужасных каменщиков из карьеров, а заодно и их мнимых покровителей.

    Тем не менее сделку не удалось провернуть втайне, скандал получил общественную огласку. Рейдеры занервничали. А суды стали пристальнее вчитываться в документальные свидетельства спора. Воронежский областной арбитражный суд истребовал из чужого владения пакет акций в объеме 25 процентов у компании "Нисорам Холдинг Лимитед" с Кипра и обязал реестродержателя "Статус" восстановить запись на лицевом счете компании из Павловска. Проще говоря, признал незаконным внесудебное списание акций "Павловскгранита". В разных судах оспариваются как незаконные и сами торги, очередное заседание в Воронеже намечено на 27 марта.

    Коллектив предприятия и жители Павловска, обеспокоенные перспективой оказаться без работы и средств к существованию, обратились к губернатору с просьбой защитить их от лихих атак рейдеров. В разные инстанции пишут письма местные депутаты. Напряжение в городе нарастает. Невольно закрадывается сомнение: уж не пытается ли кто-то использовать скандальную ситуацию в своих корыстных целях для разжигания митинговых страстей? В надежде, что доведенные до отчаяния люди выйдут на улицы и можно будет причислить их к "протестной оппозиции". Только думается, что такие "очаги гнева" стране не нужны, может быть, хватит с нас "болотных революций"?

    Поделиться