В середине марта самое мощное за последние годы американское протестное движение "Оккупируй Уолл-стрит" отметило "юбилей" - ровно полгода прошло с момента занятия "оккупантами" парка Зуккотти на нью-йоркском Манхеттене.
"За шесть первых месяцев мы изменили национальные дебаты. За шесть следующих месяцев мы изменим мир", - амбициозно описали в Твиттере свои далеко идущие планы протестующие против социальной и экономической несправедливости, а также корпоративной жадности и коррупции в Америке. О том, как себя ощущают демонстранты по истечении полугода протестов в парках и скверах более сотни американских городов, почему их идеологию усиленно критикует американская пресса и какие складываются взаимоотношения с полицией рассказал "РГ" один из активистов нью-йоркского штаба "оккупантов" Марк Брэй.
Центральные американские СМИ выставляют движение "Оккупируй Уолл-стрит" маргинальным, оторванным от жизни и несерьезным занятием. Почему сформировался именно такой имидж протестующих?
Марк Брэй: Такой имидж целенаправленно создается медийным мейнстримом, потому что любая политическая активность за пределами устоявшейся нормы в США, а именно - активности политических партий - считается в Америке маргинальной по определению. Хотя если посмотреть на то, какую поддержку мы получили, какие многолюдные демонстрации прошли и какое влияние они оказали на общенациональные дебаты об экономической справедливости всего на протяжении шести месяцев, то становится понятно - успех "Оккупируй Уолл-стрит" гораздо больший, чем у любого другого социального движения в Америке, возникшего полгода назад.
Мы действительно добились успехов, о которых не могли и мечтать, поскольку сегодня наши активисты выступают в сотнях городов по всей стране. Мы нацелены на долгосрочную борьбу и долгий процесс. Что касается многих корпоративных СМИ, то нас рисуют маргиналами в связи с тем, что мы не придерживаемся общепринятых политических правил, и уже только данный факт очень пугает многих людей в этой стране.
Социальный состав протестующих действительно вызывает разные оценки. Хотя вы, например, вовсе не похожи на маргинала. Чем занимаетесь если не секрет?
Марк Брэй: Мне 29 лет, я студент-аспирант и готовлю докторскую диссертацию по европейской истории в Рутгерском университете штата Нью-Джерси. Раньше мне уже доводилось выступать по разным вопросам, связанным с социальной справедливостью в США. А теперь я участвую в организации мероприятий "Оккупируй Уолл-стрит", отвечаю за работу с прессой. Причем мне удается участвовать и в акциях движения, и одновременно работать над своей диссертацией.
Какую роль сыграл интернет в организации "оккупантов"?
Марк Брэй: Социальные медиа играли очень важную роль с самого начала. Лично я сам узнал из соцсети "Facebook" об этом протестном движении уже через несколько дней после его зарождения. То, что мы смогли самоорганизоваться так быстро по всей стране произошло именно потому, что люди очень быстро обменивались информацией и ресурсами друг с другом через интернет. Сам феномен движения "Оккупируй Уолл-стрит" распространился стремительно, поскольку нам не нужно было опираться на традиционные СМИ и их репортажи. В смысле коммуникации и обмена информацией новые технологии оказались очень полезными и позволили создать децентрализованную, но очень гибкую структуру движения.
Кто участвует в финансировании "Оккупируй Уолл-стрит"?
Марк Брэй: У нас различные источники средств, но нет каких-то богатых людей, компаний или политиков, которые являлись бы официальными спонсорами. Мы существуем на небольшие пожертвования и пытаемся избежать ситуации, когда наше движение стало бы чем-то наподобие современных политических партий, которые сильно зависят от крупных финансовых доноров. На практике, обычные американцы переводят средства через Интернет или просто приходят в парк и помогают деньгами на месте. Впрочем, марши и демонстрации не требуют каких-то больших финансов.
Как к движению относятся американские политики в целом и в Белом доме, в частности?
Марк Брэй: Сейчас политики озабочены феноменом движения и хотят его маргинализовать и изолировать. Хотя изначально демократы и Барак Обама считали, что "Оккупируй Уолл-стрит" можно будет запросто включить в избирательную кампанию демпартии и с помощью "оккупантов" мобилизовать свой электорат. Прошлой осенью некоторые видные демократы поддержали движение и даже пользовались нашими тезисами "Нас 99 процентов!". Но впоследствии политики осознали, что мы не пытаемся стать электоральной силой на стороне демократов и будем действовать самостоятельно и независимо от них. Кроме того, мы продолжаем призывать обе партии США - и республиканцев, и демократов - к ответу за их руководство страной.
В итоге, президент Обама поменял риторику, говоря о том, что он опирается ни на 99 процентов населения, ни на 1 процент, а опирается на общие американские ценности. Таким образом, он попытался встать выше обозначенных нами проблем, но на самом деле так и не смог этого сделать.
Хотя на региональном уровне мы добились отдельных успехов. Например, губернатор Нью-Йорка, вопреки своим предвыборным обещаниям немного повысил налоги для богатых, в целом, в краткосрочной перспективе мы вряд ли окажем существенное влияние на позиции, которые занимает политический истеблишмент. Пока мы им еще просто не доказали, что вполне сильны для того, чтобы заставить их пересмотреть взгляды. С учетом приближающегося электорального сезона в США нам не остается ничего, кроме как продолжать оказывать давление на политиков, связывающих свои действия с финансовым и корпоративным сектором США, а не с желаниями 99 процентов населения страны. Свои дивиденды мы получим только через годы и планируем нашу кампанию на долгий период. Многие мэйнстрим-медиа этого просто не понимают и освещают активность "оккупантов" только с позиции сегодняшнего дня.
В США гордятся Биллем о правах, гарантирующем свободу слова, печати и собраний. В то же время известно, что в демократических США с последним у" оккупантов" периодически возникают большие проблемы…
Марк Брэй: Наши права имеют смысл пока у нас есть возможности бороться за то, чтобы их никто не нарушал. Конечно, уровень репрессий против нашего движения вряд ли можно сравнить с тем, что происходит в других странах с протестующими. В то же время в США были случаи, во время которых полиция грубым образом нарушала наши права на свободу собраний и неоправданно применяла чрезмерную силу. В зависимости от обстоятельств полисмены могут грубо разогнать небольшую группу людей и остаться безнаказанными. Полицейская брутальность и жестокость была проявлена после того, как наши протестные акции и митинги стали активно освещать СМИ и вокруг этого поднялся шум. Перечный газ, например, был неоднократно использован без достаточных оснований, в частности, против двух молодых девушек, которые просто стояли на тротуаре. Это произошло еще осенью, и этот случай был задокументирован, но дело против полицейских до сих пор в суде, до сих пор не рассмотрено. Таким образом, нет никаких гарантий, что наши права будут полностью уважаться каждый раз, когда мы выходим на улицы. Именно поэтому у нас в движении есть наблюдатели-юристы, и мы снимаем все происходящее на видеокамеры. Множество моих друзей уже были арестованы, но мне пока везет.