Если во всем мире главными задачами обеспечения авиакомпаний топливом являются безопасность и экономия, то в России есть еще одна задача: обеспечение топливом в нужном объеме. Об этом сообщил на 1-й международной конференции "Авиатопливообеспечение-2012" гендиректор Центра стратегических разработок Антон Корень. "По всей России не хватает топлива для перевозчиков, которые хотят открыть новые рейсы. Создается искусственный дефицит и соответственно тормоз для развития авиации", - считает он.
Среди основных проблем при осуществлении госрегулирования услуг топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах замначальника Управления регулирования транспорта ФСТ России Андрей Хвостунков назвал несогласие ряда ТЗК со статусом субъекта естественной монополии, а также постоянные изменения рынка услуг по топливообеспечению в аэропортах. Что касается специализированных топливо-заправочных станций, то здесь учет расходов не ведется, что в свою очередь влияет на необоснованность тарифов. В свою очередь генеральный директор ТЗК Шереметьево Александр Гладкевич отметил, что нефтяные компании руководствуются нормами минэнерго, при этом отсутствует регламентация процессов взаимодействия между ТЗК, поставщиками и НПЗ. Он также акцентировал внимание на проблеме отсутствия инвестиционной составляющей в тарифах ТЗК. По его мнению, это губительно отражается на развитии и реновации инфраструктуры. "Топливная структура изношена, в региональных аэропортах она находится в плачевном состоянии", - отметил Александр Гладкевич. При этом особое внимание он обратил на то, что действующие федеральные авиационные правила в части авиатопливообеспечения не эффективны.
Начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг сообщил, что в 2008-2011 гг. в целях улучшения ситуации в сфере поставок нефтепродуктов возбуждено около 80 дел на рынках авиатоплива и услуг по авиатопливообеспечению. Меры были приняты в отношении действий нефтяных компаний на федеральном оптовом рынке, в частности, были возбуждены дела о нарушениях антимонопольного законодательства по фактам установления и поддержания монопольно высокой цены и изъятия товара из обращения с целью увеличения стоимости авиатоплива. Кроме того, ФАС рассмотрела около 50 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках аэропортового обслуживания, из них 17 дел относились к рынку ТЗК. Среди основных видов нарушений чиновник назвал уклонение операторов аэропортов от заключения договоров на наземное обслуживание, препятствование доступу на рынок альтернативным операторам, навязывание комплексной услуги по авиатопливообеспечению, отказ от оказания услуги по авиатопливообеспечению.
Немалое внимание на конференции было уделено и ряду серьезных проблем, угрожающих безопасности полетов воздушных судов. Так, замдиректора Центра сертификации авиаГСМ ГосНИИ ГА Андрей Тимошенко отметил, что ликвидирована система допуска к применению новых и модифицированных авиатоплив, основанная на полноценных приемочных испытаниях, ликвидирована система обязательной сертификации авиатоплив. Также одной из основных угроз безопасности, по его мнению, является отсутствие системы мониторинга качества и чистоты авиатоплива.