26.03.2012 23:31
    Поделиться

    Азербайджан намерен попасть в тридцатку развитых стран до 2013 года

    В октябре 2003 года, тогда еще премьер-министр Ильхам Алиев, кандидат в президенты Азербайджана, шел на выборы с разработанной его командой программой социально-экономического развития регионов страны. Задача президентской программы заключалась в создании по всей стране элементов полноценной, самодостаточной экономики, не критически зависимой от сырьевых доходов. Сегодня, спустя без малого десять лет, можно констатировать редкий случай, когда предвыборные обещания не обернулись в "тыкву" популистских лозунгов, а полноценно реализованы в политическом курсе.

    Имея столь высокую концентрацию разнообразной промышленной инфраструктуры вокруг Баку, решение развернуть модернизационный проект в сельских регионах стало вызовом, тестом на эффективность курса. Поначалу, воспринимаемый как удачный региональный эксперимент, проект Алиева, по сути, оформился в уникальную модель инфраструктурной реформы, наиболее удачный пример постсоветского развития аграрной периферии. За последние семь лет ненефтяная часть ВВП увеличилась в 2 раза; средняя заработная плата - в 4,3 раза; внутренний товарооборот - в 5,4 раза; уровень бедности понизился в 5 раз, доходы населения возросли на 19%. Доля частного бизнеса в экономике страны составляет порядка 80%.

    Феномен азербайджанского успеха кроется в сочетании двух факторов - дисциплины и правильно организованных условий. По словам бывшего премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада, это универсальное правило для любой реформы. Выступая в Баку на форуме "мозговых центров" стран - членов Организации Исламского Сотрудничества Махатхир Мохамад тезисно описал реформы своего правления в 1980-х гг. Характерно, что выбранные им рецепты, с определенной скидкой на местные условия, во многом повторились в Азербайджане. В частности, упор на развитие транспортной инфраструктуры и энергетических мощностей, организация выгодных условий ведения бизнеса, государственная поддержка этнотуризма.

    Перефразируя русского классика, скажем: успешные государства счастливы одинаково. Собственно, большого разнообразия выбора у Азербайджана не было: либо стагнация, либо модернизация. Был выбран путь прогресса. Внимание руководства страны было сконцентрировано на развитии инфраструктуры по самому широкому спектру: началось масштабное строительство школ, модернизация дорог, увеличение энергетических мощностей городов и поселков, произошел резкий скачок развития систем связи и коммуникаций. В этом же ряду другие важные усилия - уменьшение административных барьеров, снижение налогового давления на бизнес и расширение возможностей кредитования. В конечном итоге, за пять - семь лет программа Алиева практически создала новую социально-экономическую среду в стране.

    Следующий этап стратегии до 2013 года - стать развитой страной, создать условия для попадания в тридцатку ведущих государств по экономическим показателям. Государственная инвестиционная программа предполагает выделение порядка $10 млрд на различные аспекты внутреннего развития. Очень внушительная цифра для небольшого государства.

    Первые акценты будут сделаны на стопроцентный охват отдаленных горных регионов, то есть расширение достижений первой программы развития на всю территорию страны. В 2012 и 2013 годах значительные средства будут вложены в дорожное строительство: модернизация сельских дорог, соединение их с уже расширенными и местами заново проложенными автомагистралями. Финансовые и технические возможности Азербайджана к концу 2013 года позволят довести до капитального уровня 80% сельских дорог.

    Следующая задача - почти полная газификация всех населенных пунктов страны (до 95%). Параллельно продолжатся осуществляться проекты по водоснабжению и канализации. Это весьма дорогостоящие проекты, требующие нескольких миллиардов долларов. Тем не менее поставлена задача полноценно обеспечить все города и районные центры канализацией и питьевой водой. Азербайджанские гидростроители создают два крупных водохранилища - Тахтакерпюнское и Шамкирчайское. Благодаря их запасам в оборот будут вовлечены десятки тысяч гектаров новых земельных участков, и таким образом сельскому хозяйству будет придан мощный импульс. Эти инвестиции не окупятся сразу, однако они станут элементом системной поддержки частного сектора со стороны государства.

    Еще сравнительно недавно отсталая аграрная периферия Азербайджана едва обеспечивала внутренние потребности, а сейчас на ее долю приходится почти половина ненефтяного экспорта. Новая программа ставит амбициозную задачу максимально обеспечить продовольственную независимость и безопасность. Заметим, что экспортный потенциал несырьевого сектора Азербайджана вовсе не ограничивается только сельским хозяйством. В последнее время введено в строй или модернизировано немало промышленных предприятий, наладивших экспорт разнообразной продукции: электромашины, различное оборудование и запчасти к ним, продукция химической и текстильной промышленности. В Гяндже открылся новый завод, обеспечивающий производство 50 тысяч тонн алюминия в год. Чтобы избежать простого экспорта алюминиевых болванок, правительство планирует создать технопарк при Гянджинском алюминиевом заводе и выпускать готовую продукцию.

    До 2020 года Азербайджан должен превратиться в страну с высокодоходным населением, удвоить ВВП до $15 тысяч на человека

    Одним из следствий укрепления транспортной инфраструктуры регионов Азербайджана стал постепенный выход государственных концернов на внешние рынки в качестве инвесторов. Пример с Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) широко известен (управление газовыми сетями в Грузии, инвестиции в Украине, Румынии и т.д.). Подобные задачи определены и для госавиаперевозчика - авиакомпании AZAL (планируется рассмотреть возможность покупки зарубежной авиакомпании для работы в других странах). Государственная электроэнергетическая компания "Азерэнержи" несколько лет назад стала экспортировать электроэнергию. Сейчас поставлена задача найти партнеров для управления распределительной сетью потребителей в соседних странах. Расширяет свою зарубежную деятельность азербайджанское Каспийское пароходство: закупаются паромы, танкеры, суда.

    Реализация в Азербайджане трансконтинентальных коммуникационных проектов, таких как "Великий шелковый путь", ж.д. коридор "Север-Юг", строительство новой железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, превратили страну в ключевой транспортный узел. Таким образом, за счет реализуемых инфраструктурных проектов Азербайджан становится логистическим и транспортным центром субрегионального масштаба.

    Итогом текущей Госпрограммы регионального развития станет выработка новых стратегических целей для десятилетнего плана развития на 2013-2023 годы. До конца этого периода Азербайджан должен превратиться в страну с высокодоходным населением, удвоить ВВП (до $15 тыс. на душу населения). При этом ставка будет делаться на качество человеческого развития. Уже сейчас красной нитью региональной программы проходит главная задача - создание конкурентной социально-экономической модели взаимодействия государственных и частных структур. Правительство исходит из максимы: чем сильнее частный бизнес, тем крепче и динамичнее должны быть позиции государственных структур.

    Повышение ресурсов государства и личного благосостояния граждан в президентскую каденцию Ильхама Алиева вызвало социальный запрос нового уровня эффективности власти, запрос на новый уровень качества жизни. Правительство ощутило эту точку бифуркации, направив энергию на реализацию дальнейших реформ.

    ДОСЬЕ

    Расходы государственного бюджета Азербайджана в 2012 году составят более $22 млрд. В числе приоритетных - Государственная инвестиционная программа, на которую выделено более $6 млрд. Наиболее значимые расходы социально-экономического блока:

    - до конца 2013 года должны быть завершены все проекты газификации районов (обеспеченность газом составит 95%);

    - к концу 2013 года все районные центры будут устойчиво обеспечиваться качественной питьевой водой;

    - в течение 2012 года должны быть предоставлены льготные микро кредиты в общем объеме более $200 млн

    Поделиться