Презентация состоялась в Театре имени Ленсовета накануне дня памяти выдающегося режиссера - 20 марта исполнилось 13 лет, как его не стало. В книге "Как нарисовать птицу" Игорь Владимиров рассказал о том, как работал в театре на Владимирском проспекте. А это почти 40 лет - с 1960 по 1999 год...
О том, как пишутся такие талантливые книги, корреспонденту "РГ" рассказала заведующая музеем театра Вера Матвеева: "Это было в начале 80-х годов. Прошли успешные 60-е годы и сверхуспешные 70-е, когда люди выстаивали огромные очереди, чтобы попасть на "Укрощение строптивой", "Дульсинею Тобосскую", "Люди и страсти", "Левшу", "Преступление и наказание". И после двадцати лет работы у Игоря Петровича появилось желание осмыслить то, что было сделано. Его желание подхватила завлит Татьяна Жаковская. Они беседовали, шла диктофонная запись... Довольно быстро беседы превратились в монологи, и из этого получилось пятьсот машинописных страниц. Первая попытка издать книгу была в 1983 году, накануне 50-летия театра. Но не сложилось. У издателей было желание "причесать" рукопись, "олитературить" ее, превратить Владимирова в писателя-теоретика, и это неправильно. Главная ценность этой работы - разговорная речь Игоря Петровича. За эти годы отрывки из рукописи публиковались в разных журналах. И только сейчас вышла, наконец, долгожданная книга".
В сборнике представлены рисунки Игоря Владимирова, фотографии из музея театра Ленсовета и личного архива актеров. На снимках - сцены из легендарных спектаклей, в которых играли актеры Анатолий Равикович, Алексей Петренко, Георгий Жженов, Михаил Боярский, Лариса Луппиан, Елена Соловей, Леонид Дьячков.
На презентацию пришли актеры-ленсоветовцы (многие из них - ученики Игоря Владимирова), известные петербургские театральные деятели.
- Я много лет бьюсь и надеюсь дожить до того дня, когда здесь будет красоваться надпись "Академический драматический театр имени Игоря Владимирова", - сказал в этот вечер режиссер Александр Белинский. - У Игоря был феноменальный, трогательный дар дружбы и поразительная наивность, искренность. Он никогда никого не предавал, и его никто не предавал, он был вне этого. Не лизоблюдствовал, не лез ни в какие общественные дела. Обладал великим даром любви. Был безумно музыкален. С царственным чувством юмора.
Михаил Боярский: Я - Буратино... он меня "вырубил".
- У меня был только один режиссер в жизни - Владимиров. С его уходом мои отношения с театром закончились. Я хотел быть таким, как он. Сейчас нет такого человека, которому мне хотелось бы понравиться. Особенно среди мужчин. Мы долгие месяцы ездили вместе с концертами, полстраны проехали. Он был такой интересный, человек с неба! Это был наш господь Бог. Я учился у Макарьева, меня не взяли ни в один театр. Владимиров взял меня только потому, что я спел "Ничего на свете лучше нету..." Я - Буратино, кусок его работы, он меня "вырубил". И когда сейчас мы репетируем с Олегом Леваковым, и у нас что-то получается, лучшая оценка: "Вот это по-владимировски!"