Новости

27.03.2012 00:42
Рубрика: Экономика

Приморский маневр

Восточная корпорация займется "распечатыванием кладовых"

Заниматься развитием Дальнего Востока будет автономная некоммерческая организация (АНО). По данным экспертов, акционерами новой структуры, скорее всего, станут "АЛРОСА", РЖД, "Интер РАО", Ленское объединенное пароходство и ряд других компаний. Рабочий проект должен быть передан на рассмотрение в правительство к концу марта. Вполне вероятно, что штаб-квартирой АНО станет Владивосток. Здесь по инициативе комитета по экономической политике и собственности Заксобрания Приморского края прошло обсуждение идеи создания Восточной корпорации.

Напомним, в январе этого года глава МЧС Сергей Шойгу доложил главе правительства Владимиру Путину о подготовленном пакете предложений по развитию Востока России. Базовая модель развития - "распечатывание кладовой" природных ресурсов и проведение эффективного "индустриального маневра" за счет частных и государственных инвестиций, направленных на рост внутреннего потребления и поставки продукции на быстрорастущие рынки стран АТР.

Директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Бакланов предлагает внести поправки в проект "Восточной корпорации". По его мнению, нужно не просто "распечатывать кладовые", а не менее половины добытых ресурсов перерабатывать в регионе, создавая крупные производства по глубокой переработке нефти и газа, древесины, металлургические производства, биотехнологические центры, наукоемкие предприятия с ориентацией на освоение ресурсов океана и т.п. "Сеть таких предприятий от Забайкалья до Ванино и Находки может стать "точками" роста экономики во всех зонах Транссиба, БАМа, морского побережья. Подобный виток регионального развития позволит остановить отток населения и увеличить привлечение нового", - считает Бакланов.

Однако не получится ли так, что корпорация сосредоточится исключительно на минерально-сырьевой базе региона? Мы поинтересовались у директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, насколько реально участие Корпорации в транспортных и энергетических проектах. "Обозначенные возможные направления деятельности Корпорации: топливно-энергетическая промышленность, металлургия, транспорт - очень точно обозначают отраслевые приоритеты развития Сибири и Дальнего Востока в рамках долгосрочного социально-экономического развития РФ, - полагает эксперт.- Вряд ли можно ожидать активного развития иных отраслей, формирования новых полноценных городов с диверсифицированной инфраструктурой, комплексного развития огромных территорий".

Многих участников дискуссии смутил тот факт, что "под колпак одной корпорации забирают полстраны - от западных границ Красноярского края до Камчатки, Курильской гряды и Сахалина". "А вот в содержательной части о Дальнем Востоке я увидел мало - только про транзитно-транспортный потенциал, но, полагаю, дальневосточники имеют право знать подробности, тем более последствия-то могут быть серьезные. Давайте это обсудим. И какая роль отводится региональной власти?" - обратился к присутствующим председатель комитета Заксобрания Приморского края Виктор Горчаков.

По мнению профессора ДВФУ Михаила Терского, в условиях длительной стадии экономической нестабильности правительство начинает передавать ответственность за социально-экономическое развитие на низовой уровень, и региональные власти беспокоит, что их лишают возможности участвовать в освоении федеральных бюджетных ресурсов. "Пока сложно понять, хорошо это или плохо, но сам факт создания в регионе корпорации - правильный. С 2015 года сокращается практически в четыре раза объем финансирования ФЦП, и важно сконцентрировать ресурсы, чтобы поднять большие проекты", - заявил эксперт.

"Меня радует понимание государством необходимости сохранить Сибирь и Дальний Восток, но огорчает отсутствие продуманной стратегии и бесконечный сонм предложений, направленных на многоуровневое управление одними и теми же ресурсами. В результате найти ответственного будет невозможно. Для развития Дальнего Востока и Сибири нужен общенациональный и общепризнанный проект, способный стать мобилизующей национальной идеей", - заявил генеральный директор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ) Ярослав Семенихин.

Действительно, только в прошлом году был создан Фонд развития Дальнего Востока и Сибирского региона - дочерняя структура ВЭБа. Не возникнет ли конфликта интересов между новым и уже существующим институтом? "Скорее всего, на первых порах создаваемой корпорации не удастся избежать определенного дублирования в выполнении функций по регулированию развития отдельных отраслей, производств, сфер жизнедеятельности на территории регионов Востока страны, - полагает Владимир Климанов. - Это в свою очередь может вызвать напряженность в работе и снизить ее эффективность. Очевидно, что пока никто до конца не может просчитать возможные последствия таких конфликтов".

Экономика Бизнес Крупные компании Правительство Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Приморский край