В Липецке открылась выставка "Елецкие кружева. Прошлое и настоящее". Более двухсот изделий, которые привезли из Ельца, Липецкого краеведческого музея и частных коллекций, выставлены в музее народного и декоративно-прикладного искусства.
Посетители экспозиции могут ознакомиться с почти 300-вековой историей елецкого кружева. Но главная цель мероприятия - возродить интерес к этому виду народных промыслов и поддержать современных производителей. Сегодня они переживают нелегкие времена.
По единодушному мнению организаторов и гостей выставки, елецкие кружева давно стали брендом региона.
- Для нас они, как для Тулы самовар и пряники, а для Ижевска - оружие, - говорит директор музея народного и декоративно-прикладного искусства Ирина Жирова.
Елецкие кружева появились в конце XVIII века, а уже к середине следующего столетия стали одним из ведущих промыслов местных жителей. Отсюда производство проникло и в окрестные деревни. В конце ХIХ века им в Елецком уезде было занято более одиннадцати тысяч человек - почти треть всех кружевниц России. Так, город стал центром производства и торговли кружевом. Его, кстати, в начале прошлого столетия вывозили из Ельца более чем на миллион рублей.
- Главное отличие елецкого кружева - в легкости и воздушности, - говорит Наталья Кистерева, которая уже 20 лет занимается изучением его истории. - И оно всегда отличалось высоким качеством. Этот товар охотно покупали за границей.
Европа впервые познакомилась с елецким кружевным чудом в 1873 году на Всемирной выставке в Вене. Дебют оказался успешным - работы получили высокую оценку специалистов. В общей сложности кружева экспонировали на 120 международных выставках - в Париже, Брюсселе, Монреале, Осаки, где они завоевывали дипломы и медали.
Еще в 60-е годы прошлого века в Ельце стук коклюшек доносился практически из каждого окна. Молодежь охотно перенимала у стариков азы кружевоплетения. Сегодня подготовка мастериц - одна из проблем кружевной индустрии. Раньше профессиональных кружевниц готовили на базе елецкого училища № 30. Но несколько лет назад эта профессия была вычеркнута из госреестра и отделение пришлось закрыть. В этом году училищу удалось снова получить лицензию на подготовку мастеров народно-художественных промыслов. Открыть набор кружевниц и вышивальщиц планируют с начала нового учебного года.
- Я бы не сказала, что молодежь утратила интерес к кружевоплетению, - говорит старший преподаватель кафедры дизайна технической и компьютерной графики Липецкого государственного педагогического университета Светлана Бондарева. - Но сегодня молодые люди в основном осваивают это для души. Даже когда я поступала в МХПУ имени Калинина, конкурс на отделении кружевоплетения был 10-12 человек на место. А из всего выпуска профессию художника по кружеву выбрала я одна, остальные выпускники ушли в компьютерные технологии или ювелирное дело.
О том, что средний возраст профессиональных кружевниц стремительно увеличивается, говорит и доцент кафедры дизайна ЕГУ имени Бунина Екатерина Борисова. Здесь также обучают кружевоплетению, а в 2009 году у ректора возникла идея создать при вузе предприятие, выпускающее изделия из ручного кружева.
- Из двухсот студентов, которые обучались у меня дизайну, только четверо связали свою жизнь с кружевом, - говорит Екатерина Борисова.
Профессия кружевницы не из легких. Это трудоемкая монотонная работа - например, скатерть одной кружевнице не под силу сделать и за месяц. Зачастую над таким изделием трудятся несколько мастериц - каждая работает над своим фрагментом, которые затем соединяют.
На ведущем предприятии региона по выпуску кружевной продукции - "Елецкие кружева" - непосредственно мастериц вместе с надомницами 63 человека. Специалистов тут готовят пока своими силами. Новички получают ученические и три месяца учатся плести под началом более опытных коллег.
Заработок кружевницы напрямую зависит от реализации ее продукции. А с этим, сетуют представители кружевной индустрии, возникает немало проблем. Сегодня производители ощущают большую конкуренцию со стороны дешевого импорта. Кружево - не предмет первой необходимости, и стоит эта красота из натуральных материалов на порядок дороже ширпотреба. Так, шарф ручной работы стоит порядка 18-22 тысяч рублей, кружевной жакет - минимум 40-50, платье продают по цене шубы из норки.
Самым стабильным рынком для елецкой продукции является Москва. Вывозят кружева и в другие регионы России. А наладить экспорт пока не удается. Жалуются производители и на недостаточное продвижение этого национального бренда. Чтобы восполнить этот пробел, в Липецкой области в конце апреля решили провести межрегиональный фестиваль традиционного коклюшечного кружевоплетения "Золотые кружева России". Мероприятие такого масштаба в регионе будет проходить впервые.
Кстати
В России осталось немного действующих центров кружевоплетения. Наряду с Ельцом кружевной индустрией занимается Вологодский, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский, Кадомский центры. Отдельные мастерицы сохранили производство в бывших промысловых центрах - Балахне и Киришах.