Новости

28.03.2012 00:41
Рубрика: Экономика

Кто не рискует

Александр Турбанов считает, что к продаже госбанков надо подходить осторожно

В России нужно создать фонд спасения значимых для экономики банков, в котором бы не участвовали деньги налогоплательщиков, считает генеральный директор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов.

Пока российским банкам ничего не угрожает. Эксперты говорят, что даже при резком ухудшении ситуации они должны сохранить финансовую устойчивость. Но риски все равно есть. Об этом вчера шла речь на заседании экономического клуба ФБК.

"В том году нам казалось, что проблема "плохих долгов" отошла на второй план, кредитный портфель рос, удельный вес просроченной задолженности снижался, но сейчас ситуация изменилась, - отметил Александр Турбанов. - И, к сожалению, не в лучшую сторону. На кредитном рынке наблюдается стагнация и одновременно увеличивается просрочка уже по новому портфелю". Если учесть реструктурированные долги с кризисных времен, картина выглядит не очень хорошо. Общий объем проблемных кредитов, по данным АСВ, достигает двух триллионов рублей. "Если рост экономики замедлится и это продлится долго, проблема может вновь вернуться", - считает Турбанов.

Еще одна застарелая проблема - кредитование близких структур. Многие банкиры убеждены, что, ссужая деньги таким образом, они ничем не рискуют, хотя опыт работы АСВ показывает, что все с точностью до наоборот: банк объективно не в состоянии оценивать риски по кредитам, выданным структурам собственников и топ-менеджеров банка. Это очень часто становится причиной серьезных финансовых трудностей и в конечном итоге банкротства.

Вице-президент ФБК по банковскому аудиту Алексей Терехов добавляет, что в числе слабых сторон отечественной банковской системы - низкая диверсификация активов, спекулятивный характер инвестиций, не слишком удовлетворительное качество услуг, недостаточный уровень развития конкуренции и несовершенство банковского законодательства. По его мнению, все это может сыграть с банками злую шутку, особенно если нестабильность мировой экономики и сокращение предпринимательской активности будут усугубляться. Еще одна потенциальная угроза - вступление России в ВТО. "Через какое-то время в нашу страну могут прийти филиалы зарубежных банков, что сильно ужесточит конкуренцию", - констатировал Терехов.

И в этих условиях одним из основных факторов финансовой стабильности отечественного банковского сектора должен стать независимый аудит, считает директор департамента регулирования государственного финансового контроля минфина Леонид Шнейдман. "Пока у нас с этим, прямо скажем, беда, - признал он. - Даже не проводя специальных расследований, просто покопавшись в Интернете, можно найти доказательства аффилированности (близости) аудиторов с их клиентами. Именно в связи с этим сегодня принимаются меры, чтобы обеспечить независимость аудиторов". По словам Шнейдмана, на прошлой неделе совет по аудиторской деятельности одобрил новую редакцию профессиональной этики аудиторов, до конца года будут введены в действие детальные правила работы аудиторов, обеспечивающие их независимость от клиентов. "Свою роль должно сыграть и расширение круга аудиторов, работающих с банками. Мы сейчас работаем над упрощением входа на этот рынок для новых игроков", - резюмировал представитель минфина.

В России заметно повышается роль банков с госучастием. Пока явной угрозы здесь не просматривается, но она, по словам главы АСВ, может проявиться при определенных условиях. После кризиса такие банки получили большое преимущество, поскольку им была оказана солидная поддержка со стороны главного акционера - государства. Она, конечно, была оправдана, и банки использовали ее эффективно. "В результате мы сейчас наблюдаем их активную экспансию на рынок. У госбанков наивысший кредитный рейтинг, что позволяет им привлекать финансирование по низким ставкам. Сохранится ли этот рейтинг после приватизации, которую наметило правительство - вопрос. Ситуация может измениться отнюдь не в их пользу ", - прогнозирует Турбанов.

Пока государство остается акционером банка, оно при ухудшении ситуации сможет им помогать. После приватизации государство уже не будет акционером этих банков, и выделение средств налогоплательщиков на спасение проблемных кредитных учреждений будет под вопросом, поскольку люди могут с этим не согласиться. По словам главы АСВ, власти некоторых стран уже нашли выход из этой ситуации. К примеру, в США приняли закон, в котором прописан прямой запрет использования средств налогоплательщиков для поддержки банков. При этом в Штатах создали специальный фонд, который уже начал формироваться за счет отчислений самих системообразующих финансовых институтов. Евросоюз готовит директиву, которую предполагается принять в конце этого года, которая также будет предусматривать создание такого "кошелька" за счет крупнейших финансовых институтов". Турбанов напомнил, что в ноябре прошлого года лидеры стран "двадцатки" согласились с таким подходом и оформили это в виде протокола. Россия под ним подписалась, но с ноября этот вопрос так и не стал предметом обсуждения. "Как будет формироваться наш фонд, какими будут взносы, и будет ли такой фонд вообще - никто пока не знает", - заключил он.

Экономика Финансы Банки Стратегия развития банковского сектора России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники