Интервью с Дэвидом Макфэдьеном

Дарья Гонсалес, специально для RBTH

Профессор разместил в сети бесплатный ресурс для популяризации, хранения и распространения новой музыки из России и бывших советских республик.

- Как вы отбираете музыку для сайта FarFromMoscow.com?

- Изначально я сам отыскивал необходимый материал во время многочисленных поездок по России. Для этого мне пришлось изрядно потрудиться, но зато теперь на сайте размещено огромное количество музыки, и поскольку этот сайт пользуется успехом, то сегодня большую часть контента мне уже присылают другие люди. Идет непрерывная передача аудиофайлов из Москвы в Лос-Анджелес.

Однако, к сожалению, все тексты для сайта пишу я сам. Было бы чудесно, если бы проект стал полностью двуязычным, но это физически невозможно. Я уже три года занимаюсь этим, и сайт по-прежнему остается некоммерческим. Он выполняет культурные задачи.

Главная проблема российской и славянской музыки заключается в том, что у нее нет конкретного "центра". Никто не знает, где ее искать. В дополнение к сайту я стал составлять своего рода сборники. В качестве следующего шага напрашивается регулярное размещение подкастов, может быть, транслирование аудиофайлов или что-то в этом роде. Нужно расширить доступ людей к новой музыке. 

Если спросить у кого-нибудь на Западе, хочет ли он послушать "славянскую музыку", ему сразу придет на ум народная музыка. Я знаю одного промоутера из России, она живет в Берлине и занимается организацией выступлений российских и украинских артистов в Германии. Она говорит, что "народность" музыки - это одновременно и ее плюс, и минус. С одной стороны, намного легче раскручивать традиционно звучащие группы, а с другой - очень сложно преодолевать сложившиеся стереотипы.

- Что Вы думаете о защите авторских прав в России?

- Сложно сказать. Мне кажется, пиратство невозможно остановить, разве что кто-нибудь придумает некую волшебную технологию, которая позволит это сделать. Пиратство вынуждает музыкальные группы постоянно гастролировать. Это может звучать очень романтично, но в России с ее огромными расстояниями постоянная гастрольная деятельность часто не представляется возможной.

Музыканты постоянно жалуются на то, что им трудно найти промоутеров на местах: ты не знаешь, кому в маленьких городах можно доверять, нелегко бывает найти жилье. К тому же в регионах стоит ожидать подвоха от многих местных клубов: например, они могут пообещать группе определенный процент за выступление, а потом ничего не заплатить.

Возможный выход из сложившейся ситуации - это проведение онлайн-концертов. Можно договориться о том, что просмотр состоится в определенное время, и тогда  выступление проводится "вживую", но в режиме онлайн. В США, например, люди начинают ходить в кинотеатры, чтобы посмотреть балет или оперу. По той же самой причине международные футбольные матчи также транслируются в кинотеатрах: публика получает намного больше впечатлений от просмотра. Россия сталкивается с многочисленными проблемами в области передачи информации. Именно поэтому я не понимаю, почему государственные СМИ никак не помогают молодым артистам. Отличным примером для подражания в этой сфере является Би-Би-Си. После передач, выходящих в прайм-тайм, основная доля вечернего эфира там отводится под выступления молодых музыкантов и местных исполнителей. Ни одна страна не нуждается в подобной системе больше, чем Россия. Вы же должны с чего-то начинать.

Я нахожу у вас лишь замечательные небольшие блоги в различных частях страны, рассчитанные на поклонников определенного музыкального направления, будь то техно или фолк, но, как правило, эти блоги невелики и друг с другом не взаимодействуют. Разумеется, нельзя не упомянуть радиостанции. Они - как и их американские аналоги - предпочитают сосредоточиться на одном конкретном жанре и не смешивать стили. В результате, их радиоэфир редко может чем-то удивить.  Эти радиостанции действуют поодиночке и не пытаются разнообразить палитру стилей.

- Как вы считаете, российские группы могут обрести популярность в Европе или в США?
 
- Да, но здесь очень многое зависит от жанра. Чем сильнее какой-либо стиль связан с конкретным языком, тем сложнее происходит завоевание новой аудитории. Меньше всего на успех приходится рассчитывать исполнителям рэпа или хип-хопа; я не думаю, что столь сложные с лингвистической точки зрения композиции  могут пользоваться успехом на международном рынке. Наилучшие шансы, на мой взгляд, имеет танцевальная или инструментальная электронная музыка. Я уже знаю несколько сетевых лейблов, специализирующихся на электронной музыке, которые сотрудничают с российскими исполнителями.  Для таких проектов  география не имеет особого значения, но они и не являются коммерческими в полном смысле этого слова - их масштабы достаточно скромны.
Некоторые российские электронщики живут и работают здесь, в Лос-Анджелесе, но многие инструменталисты, как здесь, так и в России, уже опустили руки: смирившись с тем, что их творчество не принесет им денег, они стали сочинять звуковое сопровождение для рекламных роликов, компьютерных игр, телесериалов и т.д. Нечто подобное уже происходило на Западе. Это один из выходов из данной ситуации, но далеко не лучший.

- Какой российский концерт Вам больше всего запомнился?
 
- Это был достаточно странный концерт, и он проходил далеко за пределами России. Мой брат живет в Торонто, и когда я был там, мне довелось сходить на один из концертов Аллы Пугачевой. На встречу с примадонной пришло целое поколение эмигрантов, разодетых в шикарные меха и обвешанных огромными украшениями. Они видели своего кумира впервые за тридцать лет. Это было что-то потрясающее. Каждый нарядился так, как будто идет на концерт в последний раз в жизни! И они отрывались так, что любой мог бы позавидовать.

- Иностранцы начинают интересоваться российской музыкой, ожидая услышать, прежде всего, традиционную музыку, например, игру на балалайке, но раз за разом приходят в изумление, открывая для себя группы, исполняющие современную музыку. Как Вам удается поддерживать баланс между традиционными сельскими мотивами и урбанистическими жанрами?

- Здесь опять в игру вступает география: "провинциальные" музыканты иногда ощущают себя оторванными от всего современного и модного.  Поэтому исполнители часто стесняются своего происхождения и всеми силами пытаются его скрыть. По всей видимости, данная оторванность позволяет отбросить устоявшиеся клише и стереотипы. Однако стоит исполнителям  из деревни или провинции осесть в российской столице, как они при каждом удобном случае, говоря о своем социальном положении, упоминают о Москве. Конечно же, если рассматривать это в долгосрочной перспективе, то они поступают не лучшим образом. Нужно найти золотую середину между крупными городскими центрами и "периферией", между будущим и прошлым.

Дэвид МакФэдьен

Гражданство: Великобритания

Место рождения: Лондон

Специализация: русский язык

Дэвид Макфэдьен родился в Лондоне,  но живет и работает в Северной Америке. В настоящее время преподает славянские языки и литературу в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, специализируется на современной российской культуре. В круг его интересов входит мультипликация, кинематограф и влияние социальных сетей на  развитие культуры. Он начал работу над проектом Far From Moscow (Далеко от Москвы) в 2008 году.

Также доступна английская версия статьи.