В Северной Осетии на местном заводе впервые в стране начали производить биоэтанол, но пока биотопливо особой популярностью у местных водителей не пользуется.
- Такое топливо есть на автозаправочной станции у входа на предприятие, - рассказал технический директор владикавказского завода Казбек Льянов. - К сожалению, промзона города - место для транспорта не бойкое. А поскольку на другие виды топлива цена примерно такая же, большого спроса на биоэтанол нет. Ведь мало кто из водителей озабочен тем, чтобы соблюдать какие-либо экологические требования. Их в России попросту нет.
В сутки на предприятии выпускают 200 тонн биоэтанола - это жидкое спиртовое топливо, производимое из крахмала или сахарсодержащего растительного сырья, например зерна. В отличие от спирта топливный этанол проходит укороченную дистилляцию, поэтому содержит метанол и сивушные масла, что делает его непригодным для питья. Впрочем, на заводе могли бы установить дополнительно две-три дистиллировочных колонны для получения пищевого спирта и приобщиться к сонму изготовителей водки, снабдив ее каким-нибудь заманчивым брендом. Но руководство предприятия решило использовать продукцию по прямому назначению.
Включение в традиционный автомобильный бензин до 10 процентов биоэтанола в качестве высококислородной добавки увеличивает октановое число топлива, способствует более полному его сгоранию и уменьшению выбросов окиси углерода на 30 процентов. Он также уменьшает выбросы токсичных веществ на треть, а аэрозольных частиц - вполовину.
Смесь бензина и этанола, известная под названием E-10, используется во всем мире вот уже четверть века. Она подходит для всех видов автомобилей, мешает перегреву двигателя, выполняет функцию антифриза топливопровода и не вызывает загрязнения топливной форсунки.
В производстве биоэтанола лидером является Бразилия, однако в ближайшем будущем ей, по-видимому, придется уступить это звание США, где намерены к 2020 году довести его долю в бензине до 20 процентов. Государственная программа по расширению производства биоэтанола реализуется также в Канаде. В России же рынка биотоплива не существует как такового.
- На законодательном уровне на биоэтанол установлена попросту нереальная ставка акциза, которая составляет до 90 процентов себестоимости его производства, - поясняет генеральный директор завода Сувор Багаев.
Получается, что смесь этанола и воды (водка) и смесь этанола и бензина (топливо) - для закона одно и то же ("спиртосодержащая продукция"). Отсюда и акцизы. В результате завод не может продавать биоэтанол на внутреннем рынке страны: он слишком дорог. Возникли проблемы и с реализацией в страны ЕЭС из-за высоких таможенных барьеров.
Аналитики считают, что главное препятствие на пути экологичного горючего заключается в активности лоббистов нефтяного бизнеса, который не хочет терять даже пяти процентов рынка автомобильного топлива внутри страны.
Тем временем в Северной Осетии, особенно в ее столице, да и во всех крупных городах России, экологические проблемы обострены до предела. Минимизировать их можно и за счет более широкого использования биотоплива, но для этого его, по крайней мере, надо сделать привлекательным по цене. Это возможно при условии пересмотра акцизной ставки на биоэтанол.
По мнению специалистов, для развития рынка биоэтанола необходимо принять как минимум два нормативных акта: закон "О биотопливе", определяющий базовые понятия, и изменения в закон "Об обороте этилового спирта", где должно появиться понятие "топливный этанол", - и таким образом, снизив или убрав акцизы, снять проблему ограничения оборота.