С наступлением тепла спасатели и военные озаботились "вскрытием" ледяных панцирей на реках.
Хотя борьба с природной стихией никогда не была прямой обязанностью армии, весеннее наступление на водном фронте давно прописалось в распорядке службы многих воинских частей. Танки и ракетные комплексы на уничтожение ледяных заторов командование, конечно, не бросает. А вот авиация, артиллерия и инженерные подразделения в решении этой задачи принимают самое непосредственное участие.
Нынешний год не станет исключением. В Главном штабе Сухопутных войск корреспонденту "РГ" сказали, что к противопаводковым операциям в общей сложности могут привлечь более трех тысяч военнослужащих, а также свыше 600 единиц военной и специальной техники, самолеты и вертолеты. Чтобы стихия не застала солдат и офицеров врасплох, в частях заранее составили тревожные списки. Все, кто туда вошел, переведены на режим четырехчасовой готовности к действиям. Координировать работу этих подразделений, осуществлять взаимодействие с местными властями и МЧС будет оперативная группа минобороны. Там собраны представители 14 органов центрального управления, в том числе Генштаба, главкоматов ВВС, ВМФ и Сухопутных войск. Сейчас с этой командой проводят двухдневную штабную тренировку.
Задачи, которые в ближайшие недели предстоит решать военным, перечислил главком Сухопутных войск Александр Постников. Это - помощь оперативным службам в организации инженерной разведки, уничтожении ледяных заторов, защите мостов и гидротехнических сооружений, ликвидации последствий селей. В случае необходимости армию бросят и на спасение людей - дрейфующих на льдинах незадачливых рыбаков, жителей оказавшихся под водой поселков или угодивших под снежные лавины деревень.
К предстоящей работе военные готовятся с присущей им обстоятельностью. Они уже составили прогноз возможного развития паводка в различных регионах России. Районы предполагаемого затопления изучены с земли и воздуха, сформированы команды саперов с необходимым запасом взрывчатки. У экипажей самолетов есть план воздушной разведки и эвакуации пострадавших. Кроме того, летчики продумали варианты бомбардировки ледяных заторов на крупных реках, а их коллеги-артиллеристы подготовили расчетные данные для стрельбы по торосам из минометов.
На первый взгляд, такие удары мало отличаются от полигонных тренировок. Однако офицеры, уже участвовавшие в подобных операциях, говорит об их особой специфике. К примеру, ошибки при бомбометании по льду чреваты серьезными последствиями. Если боеприпас упадет на поверхность реки не под тем углом, он может не разорваться или спровоцировать своим взрывом новые заторы. Ликвидировать их уже придется саперам. К тому же при таком бомбо- и минометании большую роль играет точность удара. К площадному накрытию рек военные, как правило, не прибегают. Это, в том числе, может нанести вред экологии водного бассейна и прилегающей к нему территории.