Новая конституция Египта еще не написана, но уже признана нелегитимной. Ее противников не устраивает принцип формирования Конституционной ассамблеи.
Этот орган был образован в начале недели. В него вошли 50 депутатов, которые должны были пригласить в свою компанию еще 50 представителей гражданского общества. Вот тут и разгорелся скандал. Либералы и левые, вошедшие в ассамблею, отказались в ней участвовать, так как все предложенные ими кандидатуры были отвергнуты исламистами.
Представители политического крыла "Братьев-мусульман" "Партии свободы и справедливости", а также радикальные салафиты из партии "Аль-Нур" вместе набрали около 80 процентов на недавних парламентских выборах. Неудивительно, что и в Конституционной ассамблее они доминируют, получив в общей сложности 36 мест. Предполагалось, что засилье исламистов "разбавят" лидеры гражданского общества, однако среди 50 приглашенных большинство тоже оказались сочувствующими "Братьям-мусульманам". В итоге исламисты получили более половины мест при недостаточном присутствии представителей внушительных коптского сообщества и лишь шести женщинах. Почти нет в ассамблее и правозащитников.
Когда это стало окончательно понятно, либералы, заводилами которых выступила "Партия свободных египтян", и левые, объединенные Федерацией профсоюзов рабочих Египта, собрали пресс-конференцию, на которой объявили о выходе из Конституционной ассамблеи. Они также сообщили, что напишут альтернативный проект основного закона и будут добиваться его поддержки. В результате на первое заседание ассамблеи явились только 72 человека, однако для формирования кворума этого хватило. Даже несмотря на то, что в последний момент собранию объявил бойкот и Конституционный суд Египта.
Встречу открыл председатель ассамблеи Саад аль-Кататни, спикер Народного собрания из Партии свободы и справедливости. Причем в своей речи он заверил, что при написании нового основного закона будут учтены мнения самых разных слоев египетского общества: "Прошли те времена, когда конституции писались за закрытыми дверями, а затем навязывались народам". Он также пообещал пригласить для выступления на ассамблее представителей национальных меньшинств, в частности, нубийцев и бедуинов Синая и Ливийской пустыни.
Нынешнее руководство Египта - Высший совет вооруженных сил - уже вмешалось в ситуацию. В среду и четверг его руководитель Хусейн Тантауи встречался с представителями 18 ведущих политических организаций страны и пытался договориться о компромиссном варианте состава комиссии. По мнению маршала, основной закон принимается надолго, а значит, не должен зависеть от политической конъюнктуры. Однако на момент подписания номера прийти к соглашению сторонам так и не удалось. Даже если это так и не удастся, проблема может быть автоматически решена 10 апреля. В этот день Верховный административный суд Египта может распустить ассамблею, рассмотрев иск сразу нескольких политических организаций, оспаривающих формирование ассамблеи по принципу "50 депутатов - 50 остальных".
Сами члены "Братьев-мусульман" отнеслись к скандалу по-разному. Некоторые из них поддержали покинувших ассамблею. Другие вообще отвергают мысль о том, что исламисты составили в ассамблее подавляющее большинство. Но официальную позицию движения высказал его верховный лидер Мухаммед Бадиа. Он посчитал естественным то, что большинство членов ассамблеи составили сторонники исламистов, так как везде именно парламентское большинство формирует конституцию государства.
Сейчас Египет фактически живет без Конституции. Действие старой было приостановлено после революции. Работа ассамблеи, согласно принятой на референдуме декларации, должна продлиться не более шести месяцев, после чего результат ее деятельности вновь выведут на всеобщее голосование. Каким будет новый документ, пока сказать сложно. Известно только, что исламисты настаивают на увеличении прав парламента и сокращении прав президента. В частности, они хотят, чтобы правительство формировали именно депутаты.