Вчера закончился предусмотренный думским регламентом тридцатидневный срок, который был отпущен на внесение поправок ко второму чтению президентского законопроекта о прямых выборах губернаторов.
Документ включен в апрельский календарь Госдумы. Но точнее дата второго чтения этого документа, как сообщили "РГ" в Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, будет определена Советом палаты после намеченных на 9 апреля парламентских слушаний, где будут обсуждаться предложения президента о новых правилах вхождения во власть главы региона.
В первом чтении законопроект рассматривался 28 февраля в пакете с другими инициативами Дмитрия Медведева по политической реформе. И многие оппозиционные депутаты настаивали на том, чтобы так же в одном пакете - и побыстрее - законопроект о выборах губернаторов проходил и второе чтение. Они были обеспокоены тем, как активизировался процесс смены власти в субъектах Федерации. И предполагали, что большинство региональных лидеров постараются "переназначиться" до того, как норма о выборах губернаторов вступит в силу. И еще несколько лет смогут оставаться у власти.
Помешать этому - цель одной поправки, предложенной депутатами "Справедливой России", которые считают, что наделенный руководящими полномочиями по старым правилам губернатор может оставаться на своем посту только два года после того, как начнет действовать выборная система, независимо от того, вышел ли ему весь срок. А потом, если желает оставаться при своей должности, должен пройти через выборы. Если, конечно, он не исчерпал свой лимит. "Справороссы" определяют его двумя сроками по пять лет. Причем уточняется, что в зачет идет и тот период, который губернатор трудился "по назначению". В президентском варианте предполагается, что "лица, наделенные на день вступления в силу настоящего Федерального закона полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, продолжают осуществлять свои полномочия до истечения их срока". А отозвать их на тех условиях, что устанавливаются будущим законом, можно не ранее чем через год со дня вступления в должность.
Кстати, тема о губернаторском сроке волнует и других парламентариев. Это, пожалуй, самая большая группа поправок, поступивших в профильный комитет, который сейчас систематизирует все предложения. Подходы депутатов разнятся. Одни считают, что губернатор не должен занимать более двух сроков подряд, другие ограничивают претензии соискателя главного руководящего кресла в регионе просто двумя сроками. "Единоросс" Геннадий Кулик ставит условие: повторно на должность может быть избран экс-губернатор, если на выборах его поддержали не менее 60 процентов граждан, участвующих в голосовании.
Другая группа поправок уточняет порядок отзыва высшего должностного лица территории, предусмотренный в президентском законопроекте. Предлагается, например, не проводить голосование по отзыву больше двух раз в течение одного срока, на который избирался губернатор. А, если выборы нового губернатора признаны несостоявшимися и недействительными, следующие проводить не ранее, чем по истечении 6 месяцев со дня предыдущего голосования.
Депутатами разных фракций предлагаются поправки, уточняющие возможные причины для утраты доверия главного должностного лица, которые могут привести к его отставке. Это - привлечение губернатора к уголовной, административной или гражданской ответственности. "Справороссы" при этом уточняют: необходимы соответствующие юридические обоснования, в том числе решения суда.
Члены Совета Федерации, которые также направили свои поправки к законопроекту в думский профильный комитет, предлагают считать основанием для недоверия и отрешения губернатора от должности президентом выявленные факты коррупции или отзыв главы региона избирателями.
Что же касается так называемого "президентского фильтра", который предусмотрен законопроектом первого чтения при выдвижении кандидатов в губернаторы политическими партиями, то здесь позиции сенаторов и представителей думской оппозиции вошли в непримиримое противоречие. "Справороссы" предлагают исключить консультации с президентом по поводу партийных выдвиженцев. Сенаторы, напротив убеждены, что они нужны, но следует четко прописать, чем они должны закончиться. Предлагаются три резолюции, которые может наложить глава государства на предлагаемые ему кандидатуры: рекомендация к участию, отсутствие возражений и отклонение. Отклоненный президентом кандидат к участию в выборах не допускается.
Теперь членам комитета предстоит решить, какие из этих поправок рекомендовать палате к принятию, какие - отклонить.