"Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего кроме черной земли - ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), в три отростка: один сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный, стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив и в серединке краснеется. - Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее" (Л.Н. Толстой, 19 июля 1896 года, село Пирогово).
Так в Пироговских имениях графов Толстых родилась всемирно известная повесть "Хаджи-Мурат", потребовавшая от Льва Толстого сил и времени не меньше, чем его самый объемный труд - роман "Война и мир".
Двадцать три начала, десять полных редакций всего текста, 2152 черновые страницы и около полутора тонн справочных материалов для всего 250 готовых к печати страниц. Страниц, обреченных самим автором не быть изданными при его жизни. Значит, повесть о Хаджи-Мурате того стоила?
Повесть-наследие, повесть-ключ к пониманию Кавказской войны, повесть-завещание потомкам своим и Хаджи-Мурата, читателям и писателям, солдатам и правителям. Сегодня она известна во многих уголках мира, а в прошлом году ее перевели еще и на хинди, дав возможность еще более чем полутора миллиардам жителей Земли познакомиться с ее главным героем.
"...Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою..." (Л.Н. Толстой "Хаджи-Мурат".)
С этого момента голова бывшего "лучшего наиба имама Шамиля", оставив тело погребенным недалеко от древнего селения Закаталы (Азербайджан), начала свой собственный, незавершенный до сегодняшнего дня путь. В первую очередь она была отправлена в Темир-Хан-Шуру (Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии. Здесь очень многие хотели убедиться, что Хаджи-Мурат мертв и теперь можно спокойно спать и ездить по дорогам. В Тифлисе в ставке наместника хотели того же, и голова Хаджи-Мурата под усиленной охраной была препровождена в Тифлис.
А ее уже ждали для высочайшей аудиенции в Санкт-Петербурге, где после встречи с императором она осталась бессрочно заключенной, сначала - в Военно-медицинской академии, а потом - в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.
Сменяли друг друга императоры, вершились революции, начинались и победно заканчивались войны... Сто сорок восемь лет о голове Хаджи-Мурата вспоминали только историки, археологи и работники музеев. Но в 2000 году общественность, родственники и руководство Республики Дагестан начали кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения. Возглавил эту кампанию депутат Государственной Думы Омар Омаров. Велась переписка на уровне правительства, Федерального Собрания РФ и МИД Азербайджана.
Воссоединения и захоронения останков тогда добиться не удалось. Результатом общих усилий стало исключение черепа Хаджи-Мурата из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Утратив статус музейного предмета, он, тем не менее, остался объектом федеральной собственности.
Шесть лет назад, работая с материалами, связанными с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, К.А. Шестаков, пресс-секретарь Тульской епархиальной археологической экспедиции, которой я руководил, встретил публикации о голове Хаджи-Мурата. Мы были поражены, что до сих пор у нас в России, строящей демократическое общество в стране, все еще живы отголоски тех времен, когда голова человека преподносилась государю как показатель высоких результатов работы государственного аппарата и хранилась как военный трофей.
В городе Туле была создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановление исторической справедливости в отношении главного героя всемирно известной повести Л.Н. Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициатива была поддержана Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и правительством Республики Дагестан.
Началась долгая переписка с различными государственными структурами в поисках возможностей возвращения черепа Хаджи-Мурата на родину. В адрес руководства страны направлялись обращения с просьбами о помощи и содействии в этой гуманной акции, направленной на укрепление культурных связей между народами и доверия к федеральному правительству. Инициативную группу поддержали своими подписями студенты и преподаватели Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого.
Пять лет назад, в 2007 году автор статьи обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко с просьбой о содействии возвращению черепа Хаджи-Мурата на родину. В полученном ответе было сказано, что останки человека, согласно действующему законодательству, не могут являться объектом федеральной собственности, и в данном случае необходимо политическое решение.
Потомком Льва Николаевича Толстого, директором Музея-усадьбы "Ясная Поляна" В.И. Толстым на имя председателя правительства Российской Федерации было направлено письмо с просьбой о прямом участии В.В. Путина в разрешении этой более чем полуторавековой проблемы воссоединения и захоронения останков Хаджи-Мурата. Музей, в свою очередь, готов взять на себя всю ответственность за их получение, транспортировку, идентификацию, воссоединение и захоронение. С просьбой о содействии в этом межнациональном и межконфессиональном акте уважения к памяти давно погибшего человека направлено письмо Патриарху Московскому и всея Руси Святейшему Кириллу.
При поддержке руководства Республики Дагестан и города Махачкала в мае этого года будут открыты два памятника: Льву Толстому в Махачкале и Льву Толстому и Хаджи-Мурату в горном местечке Матлас, построенные и на личные пожертвования группы неравнодушных людей во главе с академиком Ш.Г. Алиевым. Одной из школ Хасавюрта, первой в новом тысячелетии, будет присвоено имя великого русского писателя.
Говорят, что война не закончена, пока не захоронен ее последний погибший воин. Я верю, что с захоронением Хаджи-Мурата Россия, наконец, закончит ту старую Кавказскую войну XIX века. А закончив ее, получит возможность примирить Кавказ с собой, миром и самим Кавказом.