К новым технологиям в старых картинам зрителю не привыкать. Не успели утихнуть споры по поводу того, разукрашивать или нет старое доброе кино, как киномир захватила тенденция перевода популярных фильмов прошлого в 3D формат. Только-только грозно рыкнул с экранов отечественных кинотеатров объемный "Король Лев", а вслед за ним с 5 апреля "поплывет" к зрителям, сверкая новыми технологиями, знаменитый "Титаник". Фильм, обладатель одиннадцати "Оскаров", четырех "Золотых глобусов" и множества других наград, выходит сейчас, через 15 лет после создания, в трехмерном измерении.
27 марта в Лондонском Альберт-холле состоялась премьера обновленного "Титаника" с участием членов съемочной группы и актеров. Правда, любимец барышень Леонардо Ди Каприо на нее приехать не смог. Зато режиссер фильма Джеймс Кэмерон сам представил фильм, несмотря на то, что накануне, 26 марта, появились сообщения о том, что он - один из самых успешных режиссеров планеты - опустился на дно Марианской впадины, став третьим человеком в истории, который достиг самой глубокой точки Мирового океана. И вот уже 29-го марта Кэмерон с продюсером картины Джоном Ландау представляют проект в Москве. Причем, по отношению к обновленному "Титанику" режиссер предпочитает применять вполне научный термин "конвертация".
Однако обозреватель "РГ" все же посвятила свой вопрос другому аспекту темы:
Джеймс, в этом году громкая дата - 100-летие со дня гибели "Титаника". Мероприятия, посвященные ей, пройдут в Британии, США, Канаде и в других странах. Будете ли участвовать в них и специально ли выпустили фильм в 3D в это время?
Кэмерон: Примерно год назад, когда шла работа над новой версией фильма, я пришел к выводу, что буду сильно вовлечен во все, что касается "Титаника" и его значения для общества. Все, что произойдет в 2012-м, когда будет отмечаться громкая дата, меня затронет. Особенно церемония, которая планируется в Канаде. Но что же случилось? Мы вывели фильм на рынок, и чем ближе мы приближаемся к дате, тем отчетливей я понимаю: что бы ни собирался делать, как бы ни участвовал во всех мероприятиях, это будет восприниматься, как реклама картины. И это очень опасно. Я не хочу, чтобы меня ассоциировали только с рекламой "Титаника в 3D". Поэтому до сих пор не выбрал, где именно буду участвовать. Но точно знаю, что сделаю то же, что и каждый год. 14 апреля в 11.40 - точный момент, когда корабль столкнулся с айсбергом, я в одиночестве поднимаю бокал за людей с "Титаника", за офицеров этого судна, за команду, за пассажиров, которые погибли… Но также и за выживших. Потому что им приходится жить с тем, через что они прошли. Я чувствую свою глубокую причастность к этому событию, хотя бы даже из-за того времени, которое провел, исследуя "труп" корабля.
"Для нас было очень важно привязать релиз картины к 100-летней годовщине со дня гибели "Титаника". Почтить память, - сказал продюсер фильма Джон Ландау. - Нам необходимо извлекать уроки из ошибок прошлого".
Когда Джеймс Кэмерон отвечает на вопросы - а он это делает очень подробно - невозможно отделаться от ощущения, что перед тобой ученый, читающий лекцию. Он очень убедительно объясняет, что "Титаник" в старой и новой версии именно то кино, которое заставляет зрителей встать с диванов, отложить DVD и пойти в кинотеатры. Что объемные сцены в мелодраматических моментах картины не менее важны, чем в тех, где показана гибель корабля и дно океана. Режиссер делает акцент на том, что из трех часов (а столько длится "Титаник") первые два посвящены лишь взаимоотношениям и чувствам, и погрузиться в "объемные" эмоции - захватывающее приключение для зрителей картины, большинство из которых девочки-подростки.
"60 недель и 18 миллионов долларов мы потратили на конвертацию фильма в 3D формат, - говорит Джеймс Кэмерон. - В ней были заняты более 300 человек - очень трудоемкая работа. Сами съемки в 3D гораздо легче, чем конвертация старой картины. Поэтому, на мой взгляд, она оправдана только для коммерчески успешных проектов". (Тут можно уточнить, что "Титаник" - это второй по кассовому успеху фильм за всю историю кино - Прим. С.А.).
- Дистанцироваться от "Титаника" я никогда не пытался - мне нравится сама эта тема, и то, что это - историческая картина, - продолжает режиссер. - Сама история неординарна и изобилует деталями: я участвовал в 2 экспедициях, погружался 33 раза. Еще в 2004 году мы говорили о "Титанике" в 3D, и посмотрите, сколько времени ушло на реализацию проекта. Если бы я снимал "Титаник" сегодня, то делал бы это только в 3D. В своей компании мы используем новые цифровые технологии, но скажу так: при переделывании мы достигли 90 процентного качества, стопроцентного, как могло бы быть при новой съемке - не достигли.
- Что вы ищете все время на дне океанов? Что увидели сейчас, 26 марта, и как это реализуется на экране? - этот вопрос вызвал на брифинге наибольшее оживление.
|
Видео: Сергей Куксин |
- Мною движет любопытство и стремление преодолевать трудности. Мне нравится участвовать в проектах, где я могу делать то, что не делал раньше, где я расту. Мне интересно, когда я вхожу на новую территорию и расширяю границы своих возможностей. Поэтому для меня важно собрать команду, буквально перед встречей с вами была моя 8-я экспедиция, а ведь я погружался в разных точках мира. Мой интерес не научный, однако мне пришлось в своей жизни делать выбор между наукой и искусством. Я год изучал физику, но мне тяжело давался математический компонент, и я сделал выбор в пользу жажды нового. Делая такие работы, как "Аватар", я помещаю на экран то, что я первым увидел. И погружаюсь именно для того, чтобы первым увидеть. В последней экспедиции, например, обнаружил некие новые виды океанической фауны, и, когда ученые посмотрели на это, они сказали: мы этого прежде не знали.
- Но ваши погружения связаны и с Россией - одновременно напоминает и спрашивает продюсер Джон Ландау.
- Да. Когда мы снимали старый "Титаник", не было достаточных технических возможностей. И здесь в Москве я познакомился с Анатолием Сагалевичем и командой из НИИ, где он работал. Они стали моей семьей. Мы начали работать c ними в 1995 году, и месяцев девять я провел на корабле "Мстислав Келдыш". Наверное, 50 погружений сделал на батискафах "Мир". В результате и был сделан фильм "Титаник". Так что это лишь подчеркивает, как важны для меня научные возможности России, и какую роль они играют в моей работе.
Джеймса Кэмерона спросили и о том, что часто, когда старые картины связаны с преобразованием в 3D, за этим следует неизбежное снижение качества. В каком случае новый формат оправдан?
Кэмерон: Конвертация в 3D мне и нравится, и нет. Когда речь идет о фильмах, которые стали классикой - таких, как "Звездные войны" или "Парк Юрского периода" - это оправдано. Но стоит ли сейчас снимать новые фильмы в 2D, а потом конвертировать их в 3D? Времени не хватает, вопрос конвертации занимает недели, и физически можно не успеть сделать фильм хорошего качества. Все передается на аутсорсинг, и это просто не работает. На выходе получается не картина, а картонные вырезки. При этом обманывают людей, которые приходят в кино. Так что конвертация может не стоить вложенных в нее денег.
- Проводите ли вы режиссерские семинары по работе с новыми технологиями, в частности с форматом в 3D. Правда ли, что помогали с созданием нового "Человека-Паука" режиссеру Марку Уэббу, а также Мартину Скорсезе с его будущим фильмом "Хьюго".
Кэмерон: Для нас в киноиндустрии важно работать вместе, коллегиально. Когда меня спрашивают, я помогаю. Но большинству режиссеров несвойственно просить о помощи кого-то другого. Проблем с этим нет лишь у молодых режиссеров, да у состоявшихся профессионалов. Тем же из них, кто находится на середине пути - сложнее. Режиссер нового "Человека - Паука" - как раз из таких, вот почему он и его команда не прислушались к моим рекомендациям. У Скорсезе не было с этим проблем - в случае с "Хьюго" мы работали с ним плотно. Моя компания, которая работает с новыми цифровыми технологиями, помогала всем, чем могла. В итоге они сделали свое 3D кино лучше, чем кто бы то ни было. Скорсезе смог все это интегрировать, и получилось органично. Поэтому я считаю, что в киноиндустрии нужно работать, прислушиваясь друг к другу. И, конечно, на международной арене. Скажем, российские режиссеры могут не иметь необходимых знаний и оборудования - они повторяют те же ошибки, наступают на те же грабли! Но можно ведь всего этого избежать…
- Будете ли снимать еще вместе Леонардо ди Каприо и Кэйт Уинслет?
Кэмерон: Я не думаю, что буду делать с ними обоими фильм, если это не будет нечто совсем иное. Хотя я с удовольствием бы поработал с ними, но совершено в разных картинах. С Леонардо мы не стали большими друзьями во время съемок "Титаника", потому что он некоторым образом дистанцировался. А Кейт была ближе. С тех пор эти ребята стали очень избирательными… С Леонардо мы недавно встретились в Австралии, где я показал ему фрагменты фильма в 3D. И сейчас я бы с удовольствием что-то придумал для Леонардо, но ему теперь сложно угодить.