28.03.2012 23:54
    Поделиться

    В Курганской области предлагают внести поправки в закон о банкротстве

     В Курганской области за последние шесть лет ни одно из предприятий, вошедших в процедуру банкротства, не было восстановлено. Разобраться в причинах негативной тенденции решили за "круглым столом", на который пригласили представителей всех заинтересованных сторон.

    Сейчас в стадии банкротства в Зауралье находятся 535 хозяйствующих субъектов из зарегистрированных 17 348 предприятий и организаций и 20 983 индивидуальных предпринимателей. Потенциально это число может увеличиться, потому что доля убыточных предприятий растет. В прошлом году она достигла 35,6 процента от общего числа (по России - 28 процентов), увеличившись за год на три процента.

    Однако механизм финансового оздоровления не работает - банкротство носит фактически ликвидационный характер. Подтверждение тому - высокий удельный вес процедур конкурсного производства (около 80 процентов в общем количестве дел о банкротстве), которое завершается полной распродажей имущества должника. Эксперты усматривают в этом вину и выгоду арбитражных управляющих.

    В Зауралье их работает 93 - все члены 30 саморегулируемых организаций из девяти регионов России. По оценке регионального управления Росреестра, эффективность их деятельности низкая. Так, в 2011 году при завершении процедур банкротства полностью удовлетворить требования кредиторов не удалось ни одному арбитражному управляющему.

    Депутат Шадринской районной Думы Василий Кокотеев считает, что институт арбитражных управляющих никакого отношения к оздоровлению предприятий в принципе не имеет. Из 18 сельскохозяйственных предприятий района, проходивших процедуру банкротства, выжили только два - лишь потому, что новый хозяин выкупил их полностью. Классическим примером служит разорение знаменитого когда-то в Зауралье СПК "Красная звезда". В 2002 году его выкупил екатеринбургский предприниматель, а уже через год на предприятии была введена процедура внешнего управления.

    - В законе определена фиксированная сумма вознаграждения арбитражному управляющему. В 2002 году она составляла 30 тысяч рублей в месяц, в то время как главный специалист такого успешного предприятия, как "Красная звезда", получал зарплату 3 тысячи рублей, - говорит Кокотеев. - Кроме того, управляющий мог получить 750 тысяч рублей вознаграждения плюс проценты... Конечно, у него был кровный интерес затянуть процедуру и ликвидировать предприятие, чтоб получить свои премии.

    Депутат уверен, что "Красную звезду" можно было спасти. На момент введения арбитражного управления ее активы стоили свыше 500 миллионов рублей.

    Аналогичная ситуация произошла с крупным промышленным предприятием Зауралья - заводом колесных тягачей "Русич". Бывшие сотрудники до сих пор не могут спокойно вспоминать, как с завода вывозили оборудование, станки и сдавали в металлолом. Судьбу КЗКТ теперь может повторить завод "Микрон", объявленный банкротом в конце прошлого года. Даже конкурсный управляющий Валерий Прохоров признался, что ситуация на заводе такая, что молчать о ней просто преступно. По его словам, имущество незаконно вывозят с предприятия, но остановить этот беспредел он не в состоянии: конкурсному управляющему еще не переданы активы и денежные средства предприятия, и он не может нанять охрану. Поэтому категорически не согласен с позицией тех, кто пытается обвинить во всем арбитражных управляющих.

    - Еще 2 февраля я подал заявления в прокуратуру и УМВД по Курганской области, - рассказал он, - но до сих пор никакого процессуального решения не принято. Пройдет еще десять дней, и на "Микроне" ничего не останется.

    Коллегу поддержали Григорий Варшавский и Геннадий Сартасов. По их мнению, оздоровление предприятия во многом зависит от своевременности запуска процедуры банкротства. Чтобы она не стала смертным приговором, не надо ждать, когда завод утонет в долгах. Ведь признаки финансового "нездоровья" видны невооруженным глазом. На том же "Микроне" долг по заработной плате копился не один день, и об этом прекрасно знали все. Но когда арбитражный управляющий пришел на завод, там уже никто не работал, документы вывезли в неизвестном направлении.

    Финансовое оздоровление предприятий-банкротов трудно обеспечить, поскольку они не могут участвовать в тендерах и аукционах, отметили участники "круглого стола". Слово "банкрот" словно клеймо, инвесторы от таких предприятий стараются держаться подальше. В результате заводы не могут набрать портфель заказов, необходимый для улучшения финансового положения.

    Участники дискуссии предложили инициировать внесение поправок в закон о банкротстве. Депутаты облдумы взялись обобщить все предложения и вынести их для обсуждения на федеральный уровень.

    Мнение

    Алексей Симанов, исполнительный директор Курганского регионального отделения РСПП:

    - Считаю необходимым передать правительству региона право распоряжаться той кредиторской массой, которой сейчас распоряжается ФНС. По моему глубокому убеждению, только региональная власть по-настоящему заинтересована в сохранении предприятий и рабочих мест. Кроме того, надо ужесточить ответственность должника за несвоевременное предоставление информации о состоянии дел на предприятии. Например, в Германии за это можно и под уголовную статью попасть. У нас же везде коммерческая тайна.

    Поделиться