28.03.2012 23:55
    Поделиться

    Эксперт: Судьба "Пассажа" может постигнуть и другие памятники Екатеринбурга

    Регионы должны сами определять ценность объектов культурного наследия

    В Екатеринбурге большой общественный резонанс вызвало начало работ по демонтажу и последующей реконструкции универмага "Пассаж", признанного памятником истории.

    Напомним, "РГ-Неделя" посвятила этому событию целую полосу (номер от 15 марта). За несколько недель вокруг дилеммы "сносить или нет" сломано немало копий. Владельцы здания обещают, что предмет охраны здания будет полностью сохранен, противники реконструкции настаивают, что этот предмет умышленно сведен к минимуму.

    О том, что угрожает региональным памятникам культуры, "РГ" рассказала Ольга Евсеева, ведущий инженер отдела мониторинга и прогнозирования состояния культурного наследия Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области.

    Российская газета: Ольга Николаевна, ситуация с "Пассажем" вызывает тревогу у части архитекторов и у тех, кто занимается охраной памятников. Для многих дело даже не в "Пассаже", а в механизме, с помощью которого можно урезать предмет охраны, а потом превратить здание в новый объект. Есть опасения, что "Пассаж" - это лишь пример того, как может сложиться судьба других памятников, даже тех, ценность которых сейчас кажется неоспоримой. Почему это происходит?

    Ольга Евсеева: До принятия в 2002 году федерального закона 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" у нас действовал закон 1978 года. Он во многом носил формальный характер - без четких понятий и определений. Партия велела что-то хранить - значит, будем хранить. А сегодня памятники - это в первую очередь недвижимость, хоть и со своей историко-культурной спецификой.

    РГ: И какова эта специфика?

    Евсеева: В 2002 году ввели такие понятия, как реестр памятников, историко-культурная экспертиза, предмет охраны. Были конкретизированы требования к паспорту памятника культуры, к охранному зонированию. Если упрощенно, то реестр - это государственная информационная система, содержащая все сведения о памятнике, паспорт - документ, в который вносятся сведения об объекте из реестра (когда и кем построен, чем ценен, каков предмет охраны). К слову, в советские времена паспорт носил учетную функцию - а сейчас приобрел юридическую: это основной документ для регистрации памятника в Федеральной регистрационной службе. Историко-культурная экспертиза - тоже новое понятие. Сегодня ее необходимо проводить перед любой работой с объектом: поставить на охрану, снять с охраны, поменять категорию...

    РГ: Расскажите про категории…

    Евсеева: Объекты культурного наследия подразделяются на памятники федерального, регионального и муниципального значения. Действие 73-ФЗ распространяется на все категории, а разделение показывает, из какого бюджета - федерального, областного, городского - финансируется содержание памятника.

    РГ: А разделение на памятники истории и памятники архитектуры?

    Евсеева: Закон от 2002 года отменил его. Теперь все памятники - просто объекты культурного наследия. С помощью историко-культурной экспертизы можно повысить или понизить их статус с федерального уровня до регионального и наоборот. Это тоже может быть моделью для манипуляций, но у нас больше прижилась схема с уменьшением предмета охраны.

    РГ: Да, вернемся к ней. Почему это стало возможным?

    Евсеева: Начнем с того, что меньше чем за десять лет в 73-ФЗ было внесено около 15 поправок. Мне самой сейчас непонятно, был ли закон хорошим и поправки его испортили или закон был непродуманным, и поэтому поправки были необходимы. В законе сказано, например, "реестр". А как с ним работать? Нужна методика, инструкция или соответствующее положение. До 2010 года новые понятия существовали большей частью формально, и многие этим пользовались. Но вот приняли положение о реестре, об историко-культурной экспертизе,  охранном зонировании, утвердили новую форму паспорта. А предмет охраны остался ни с чем: ни положения, ни методики его определения, ни инструкции. Сегодня каждый эксперт определяет его по-своему. Сами понимаете, чем это может быть чревато.

    РГ: Как вышло, что историко-культурную экспертизу "Пассажа" поручили московским специалистам? Почему на Урале не оказалось своих?

    Евсеева: Дело в том, что Росохранкультура, ведомство, которое первоначально занималось аттестацией таких экспертов, было расформировано год назад и эту функцию взял на себя федеральный минкульт. Примерно тогда же нами были поданы заявки на аттестацию специалистов, и только в марте этого года нам пообещали, что какие-то подвижки в этом деле скоро начнутся.

    РГ: Как вы считаете, те, кто успел пройти аттестацию в новом порядке, московские эксперты в частности, - они справляются? На примере того же "Пассажа"?

    Евсеева: Не в моей компетенции давать оценку их работе - этим занимается Министерство культуры РФ, но одно могу сказать: работа была проделана в спешке. В своем решении эксперт должен опираться на специальные научные исследования, которые не просто определяют предмет охраны, но и доказывают, что он должен быть именно таким. В заключениях, с которыми я ознакомилась, этой основы я не видела.

    РГ: Ольга Николаевна, а что могло бы защитить региональные объекты культурного наследия от небрежного обращения - кроме принятия федеральных инструкций по определению предмета охраны?

    Евсеева: Я думаю, на местном уровне памятники стоит распределить по категориям: от особо важных для региона до тех, у которых можно сузить предмет охраны. Ведь какие тенденции мы видим: если охраняемый объект - это комплекс из нескольких строений и земельного участка, то его зону стараются заузить и построить рядышком еще что-нибудь. Если это одно здание, то сохранить могут в лучшем случае только фасад. Я не говорю, что мы должны хранить все памятники в неизменном виде, с некоторыми зданиями такое обращение вполне допустимо. Но самым ценным зданиям, к которым я бы отнесла и "Пассаж", подобная охранная мера совсем бы не повредила.

    Подробности

    На прошлой неделе в Екатеринбурге прошло сразу три общественных мероприятия, касающихся судьбы универмага "Пассаж".

    Реконструкцию исторического здания обсудили на расширенном заседании городской Общественной палаты, а горожане участвовали стразу в двух митингах - за сохранения исторического облика "Пассажа" и за его реконструкцию и превращение в крупный ТЦ. По результатам государственной историко-культурной экспертизы предмет охраны здания был уменьшен до трех фасадов и нескольких элементов интерьера. Только их и планируется сохранить в составе нового здания. Хотя "Пассаж" особой любовью у екатеринбуржцев не пользовался, многие признают его ценность для исторического центра.

    В Сети старый "Пассаж" яростно защищают, но митинг в пользу реконструкции собрал на порядок больше сторонников, чем митинг за сохранение: более трех тысяч против нескольких сотен. Впрочем, городские СМИ быстро выяснили, что на улицу вышли главным образом сотрудники перестраивающей "Пассаж" компании, арендаторы и персонал другого принадлежащего ей ТЦ. А Общественная палата, пригласив на расширенное заседание обе стороны, рекомендовала в итоге не только продолжить реконструкцию, но и скорее начать дальнейший демонтаж: по свидетельству собственников, здание может разрушиться вместе с "предметом охраны".

    - В отношении реконструкции "Пассажа" у меня и членов Градостроительного совета опасений нет. Но для других памятников такие приемы и способы сохранения едва ли допустимы, - отметил на заседании палаты академик Александр Стариков, заслуженный архитектор России и бывший ректор УрГАХА.

    По мнению Старикова, раскол в обществе, в том числе в среде архитекторов, является следствием несовершенства федеральных законов. Поэтому, например, необходимость общественных слушаний при решении судьбы памятников культуры можно закрепить на уровне местного законодательства, и здесь же можно более четко прописать, что такое "предмет охраны" памятника, поскольку на федеральном уровне он определен слишком размыто.

    Пока реконструкция "Пассажа" приостановлена региональными властями. Город ждет, разрешат ли дальнейший снос: после согласия Общественной палаты работы ненадолго возобновлялись, но снова были заморожены по соглашению между областью и собственниками здания. Гражданское общество Екатеринбурга выразило свою позицию. Однако еще нет официальной позиции мэрии и итогов служебной проверки в областном минкульте, разрешившем реконструкцию. Кроме того, свое слово не сказала облпрокуратура, также проверяющая законность демонтажа.

    Кстати

    Защитники "Пассажа" заявили о создании регионального общественного движения "Архнадзор", которое будет следить за сохранностью местных памятников культуры.

    Поделиться