28.03.2012 23:41
    Поделиться

    Григорий Рапота посетил секретное производство в Обнинске

    Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота посетил секретное производство в Обнинске, чтобы определить будущее уникальной Союзной программы "Композит"

    Опытные (пока) образцы новейшего российского истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА собирают далеко от Москвы - в Комсомольске-на-Амуре, а вот комплектующие везут из многих городов страны. Что касается авиаконструкций из композитных материалов - это хозяйство ОАО "РТ-Химкомпозит", входящего в госкорпорацию "Ростехнологии". Одно из его научно-производственных предприятий работает в подмосковном Обнинске. Естественно, объект - страшно секретный, и журналисту попасть туда весьма непросто. Но если поехать в наукоград с Госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой, то возможно. Словом, корреспонденты "СОЮЗа", что называется, "на плечах" Госсекретаря "проникли" за высокий забор с колючей проволокой и увидели поистине чудеса.

    От "Бурана" до бронежилета

    Знакомил Григория Рапоту с производством гендиректор Обнинского НПП "Технология" Олег Комиссар. Ведя гостя по многочисленным цехам предприятия, Олег Николаевич рассказал, что уже более 30 лет здесь разрабатываются высокие технологии изготовления уникальных конструкций из композиционных материалов. Сфера их применения очень солидна: без обнинских спецов были б невозможны полеты знаменитого космического челнока "Буран", современных ракетоносителей "Протон-М", истребителя с обратной стреловидностью крыла "Беркут" и многих других уникальных летательных аппаратов.

    Здесь собраны специалисты высшей квалификации, которые проводят не только глубокие научные исследования, но и производят готовую продукцию с невероятными физическими свойствами.

    Обозреватель "СОЮЗа" поинтересовался у Григория Рапоты о цели его визита.

    - Дело в том, - ответил Госсекретарь, - что в рамках Союзного государства уже реализуется одна программа по производству новейших материалов, - она так и называется "Композит". Многое сделано, но нужно двигаться дальше, и сегодня мы размышляем - в каком направлении. В Обнинске мне хочется посмотреть научно-производственную базу и посоветоваться со специалистами, как сформулировать цели и задачи дальнейшей работы.

    Это будут военные разработки?

    - И военные тоже. Ведь между Россией и Беларусью, как вы знаете, имеются соответствующие соглашения в области военно-технического сотрудничества. Они были подписаны недавно и открывают перед нашими странами дорогу для всестороннего взаимодействия. Но что касается программы "Композит", то здесь существует широкий простор для производства не только военной, но и самой разнообразной гражданской продукции. Думаю, специалисты вам расскажут об этом более квалифицированно...

    Золотая кабина ПАК ФА

    Мы последовали совету Госсекретаря и отправились к главному конструктору НПП "Технология" Владимиру Викулину. Этот человек большую часть жизни провел на предприятии и в деталях знаком со всем, что тут делается.

    Уместно напомнить, что Т-50 ПАК ФА - это российский ответ американскому F-22 Raptor, но наш, по словам Владимира Путина, будет "лучше и дешевле". Александр Давыденко, сконструировавший истребитель Т-50, недавно разоткровенничался с журналистами и рассказал, что доля композитных материалов в общей массе истребителя составляет 25 процентов, а по его поверхности - все 70 процентов, что позволяет не только снизить массу, но и существенно облегчить его серийное производство. Благодаря применению композитов количество деталей, например, по сравнению с Су-27, на Т-50 уменьшилось аж в четыре раза. Кроме того, композиты существенно уменьшили радиолокационную заметность самолета.

    Рассказывает Владимир Викулин:

    - Кроме поверхностных панелей крыла и фюзеляжа мы разработали для Т-50 еще и уникальное покрытие стеклянного "фонаря" кабины пилота, которое защищает пилота и от ультрафиолетового и радиоизлучения.

    На Обнинском НПП разработали индивидуальную бронезащиту 6-го класса, способную спасти сотрудников спецслужб и военных даже от винтовочной пули

    Что это за покрытие?

    - Это несколько слоев тончайшего напыления золота, индия и олова. Толщина каждого не превышает 20 нанометров (для сравнения: диаметр человеческого волоса равен 90 000 нанометров. - Авт.). Но, несмотря на незначительность слоя, радиопроницаемость внутрь кабины снижается в 250 раз, а ультрафиолета - в 50 раз. При этом коэффициент отражения радиоволн стремится к нулю!

    Объясните...

    - Благодаря нашему напылению сигнал систем ПВО противника не отражается от кабины самолета, оборудование в кабине истребителя остается невидимым для электронных систем противника, а летчик защищен от мощного излучения радаров рядом летящих самолетов и высокого ультрафиолетового излучения солнца на высоте. Все это вкупе с уникальными углепластиковыми панелями несущих конструкций самолета, которые мы также разработали, и есть знаменитая система "Стелс" - самолет-невидимка...

    По словам главного конструктора, для равномерного нанесения покрытия на стекла на предприятии разработали уникальную магнетронную установку.

    - В этом деле громадную роль играет равномерность, - объясняет Владимир Викулин, - ведь превышение расчетной толщины каждого слоя или, наоборот, недобор, резко меняют оптические свойства "фонаря".

    Сколько времени заняло создание такой технологии?

    - Нужное сочетание металлов: золота, олова и индия подбиралось в течение нескольких лет. Но результат превзошел все ожидания. Кстати, автор разработки получил правительственную премию. Впрочем, сейчас 50-е истребители испытывают с обычным "фонарем", а наши планируется ставить лишь после того, как истребитель запустят в серию.

    Владимир Викулин говорит, что технология малозатратна, и для покрытия, например, одного самолетного "фонаря" хватает всего трех граммов золота.

    Я поинтересовался у Владимира Васильевича, сотрудничает ли их предприятие с белорусскими коллегами? Он ответил утвердительно и пояснил:

    - Мы разработали и производим стекла еще и со специальным антибликовым покрытием, которое очень широко используется в авиации. Так вот, белорусы участвовали в разработке этой технологии. Кроме того, из Полоцка мы получаем уникальные стеклоткани, а сейчас решается вопрос о создании совместного производства материалов на основе углепластика и сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Такой полиэтилен - уникальное вещество, обладающее высокой прочностью и ударной вязкостью, удивительной стойкостью к агрессивным средам, высокой износостойкостью и т.п. Все это позволяет широко использовать его в соответствующих механизмах, резко увеличивая ресурс агрегатов.

    По словам Владимира Викулина, на Обнинском НПП намерены из такого полиэтилена наладить производство бронежилетов 6-го класса, способных предохранять личный состав спецслужб и военных от винтовочной пули.

    Из всего сказанного можно предположить, что если НПП "Технология" вольется в Союзную программу "Композит", то это пойдет на пользу обеим сторонам.

    О проблеме собственности

    Обозреватель "СОЮЗа" поинтересовался у Григория Рапоты, когда наконец будет решена очень больная для участников Союзных программ проблема собственности?

    - Этим мы сейчас активно занялись, - успокоил Госсекретарь, - стряхнули, как говорится, вековую пыль со всех заплесневелых папок. Думаю, мы оживим процесс. Постараемся в ближайший год решить проблему.

    По словам Григория Алексеевича, у проблемы собственности есть две стороны: во-первых, правовая, решение которой может затянуться, а во-вторых, практическая:

    - Но мы не намерены дожидаться межгосударственных соглашений на этот счет, - пояснил он, - а просто начинаем дотошный учет всей собственности, образовавшейся в рамках Союзного государства, и раскачиваться не намерены.

    Поделиться