Гид-парк: Посетители Фотобиеннале-2012 увидят фотографии со съемок кино

Фотобиеннале предлагает маршруты путешествия по территории кино

Крис Маркер "Фильмы и фотографии" (20.03-29.04. ММСИ, Тверской бульвар, 9)

Борис Резников "На съемках фильма Григория Козинцева "Гамлет" (7.03-29.04. Московский дом фотографии)

Владислав Микоша "Машина времени. Цвет. 1930-1970" (23.03-13.05. Галерея искусств Зураба Церетели)

Владимир Мишуков "Интерьер. Натура. Павильон" (со съемок фильма Андрея Звягинцева "Елена") (6.04-28.04 "Новый Манеж")

"Кино фотографии" - одна из трех тем Фотобиеннале-2012. Зрителям предложены путешествия на съемочные площадки Григория Козинцева и Андрея Звягинцева, открытие архива цветных фотографий оператора Владислава Микоши, встреча с фильмами Криса Маркера и Сары Мун...

 
Видео: Сергей Куксин

Территория между фотографией и кино отнюдь не terra incognita. Но и "белые пятна", и горные вершины на ней по-прежнему влекут исследователей. На карте Фотобиеннале-2012, - творчество Криса Маркера. Его выставка "Фильмы и фотографии" открыта на Тверском бульваре, 9.

Интеллектуал и полиглот, писатель и фотограф, он вошел в энциклопедии мирового кино с фильмами "Письмо из Сибири" (1958), "Взлетная полоса" (1962), "В глубине воздух красный" (1977), "Без солнца" (1982), "Гробница Александра, или Последний большевик" (1992). Участник Движения Сопротивления (он был в партизанском отряде мак), он в мае 1968-го не мог остаться в стороне от Парижских событий. В духе авангарда 1920-х организует коллектив единомышленников SLON, с которым снимает "Поезд в движении" (1973). В 1980-1990-х он увлекается мультимедийными инсталляциями, музыкальным видео, делает телепроекты, посвященные истории...

Человек, умеющий чувствовать пульс современности, играючи использующий новые технологии, до недавнего времени ведший блог (это в 80 с лишком лет!), мог заявить: "Я всегда хотел вернуться в прошлое больше, чем попасть в будущее". Строго говоря, это заявляет герой его фильма "Взлетная полоса", в которой антиутопия смешана с ностальгическими воспоминаниями детства, а научная фантастика превращается в лирическую поэму, фотография - в кинематограф. Да, но герой лирический, авторский двойник и дублер. По жажде возвращения в детство, безотчетному чувству обреченности и смеси яви с реальностью "Взлетная полоса" Маркера близка стихотворению Набокова "Расстрел". "Но, сердце, как бы ты хотело,// чтоб это вправду было так: // Россия, звезды, ночь расстрела // и весь в черемухе овраг!"

Впрочем, к поэзии близок не только фильм Криса Маркера, но фотосерии.

Его фото "Корейцы" (1957), сделанные четыре года спустя после войны Севера и Юга - с пейзажами облаков и гор, с портретами и минималистскими жанровыми сценками, выглядят оммажем восточной поэзии.

Портреты женщин в серии "Который ей час?" (2004-2008) навеяны строками Эзры Паунда. Его фотографии по мотивам гравюр Дюрера фиксируют час Апокалипсиса. Крис Маркер разрушает непреложность линий, как во "Взлетной полосе" - последовательность сюжета. Для него важнее узнавание зрителем стихов и гравюр, воспоминаний и снов...