В Башкирии проверят все учреждения на доступность для инвалидов

О том, как сегодня реализуется Целевая республиканская программа "Доступная среда", рассчитанная до 2015 года, корреспонденту "РГ" рассказала министр труда и социальной защиты населения республики Ленара Иванова.

Российская газета: Ленара Хакимовна, какие меры предпринимаются для создания в регионе доступной во всех смыслах этого слова среды для инвалидов?

Ленара Иванова: В Башкортостане проживает более трехсот тысяч людей с ограниченными физическими возможностями, из них почти 15 тысяч - дети. Они составляют порядка восьми процентов от общего населения. Вроде бы немного, но эти люди тоже хотят полноценно жить и реализовать себя. В существующих условиях это затруднительно. Достаточно сказать, что 60 процентов социально значимых объектов в республике не доступны для инвалидов. Например, условия беспрепятственного продвижения, по данным муниципалитетов, отсутствуют в более чем 14 тысячах административных зданий, или почти половине строений. Только каждый третий из домов, в которых проживают инвалиды-колясочники, оснащен приспособлениями для их перемещения.

Эта тема касается не только колясочников, которых у нас менее двух процентов от общего числа людей с ограниченными физическими возможностями, но и других категорий инвалидов: по зрению, их у нас - 3,6 процента, по слуху - 1,1 процента. К тому же среди нас немало пожилых людей, мам с колясками, путешественников с тяжелыми чемоданами. Специалисты подсчитали, что безбарьерная среда жизненно необходима для десяти процентов населения, полезна для его трети и удобна для всех людей. Причем, как заметил один из экспертов, если закладывать элементы доступности на ранней стадии проектирования объектов - дорог, переходов, зданий, то их удорожание составит всего чуть более полутора процента. Однако если приспособления для инвалидов внедрять позже, они обойдутся значительно дороже. Нашим строителям, дорожникам и транспортникам стоит усвоить этот вывод раз и навсегда.

РГ: Целевая республиканская программа "Доступная среда" впервые за долгие годы сделала возможным осуществление масштабных мероприятий, направленных на изменение качества жизни инвалидов. Расскажите об этом подробнее.

Иванова: В программе предусмотрен комплекс мер для обеспечения не только физической, но и информационной доступности для инвалидов. Сюда входят установка специального оборудования (поручней, пандусов, подъемных устройств, кнопок вызова), графическая разметка и оснащение указателями мест для парковки автотранспорта, предоставление услуг по каналам видеотелефонной связи, подготовка сурдо-тифло-переводчиков и многое другое. Кое-что из запланированного уже сделано - в 2011 году на формирование в регионе безбарьерной среды направлено более девяти миллионов рублей. Но еще больше сделать предстоит. Необходимо переоборудовать часть машин для инвалидов на ручное управление, установить на республиканском телевидении оборудование для скрытого субтитрования в виде бегущей строки. Проблема беспрепятственного проживания ограниченных в физическом плане людей, наконец-то, сдвинулась с мертвой точки, и государство взялось за ее системное решение - и это главное.

Очень важно, чтобы приспособления для инвалидов были действительно удобны. Недавно молодежь в разных городах республики провела акцию "Равные возможности". Вполне здоровые ребята сели в инвалидные коляски и передвигались по городу, оценивая доступность тех или иных сооружений. На прошедшие проверку объекты наклеивали специальные стикеры, но далеко не все здания выдержали такой экзамен. Это замечательное начинание будет продолжено - во всех муниципальных образованиях организуются общественные инспекции для оценки доступности зданий и сооружений по специально разработанной методике.

РГ: Ленара Хакимовна, необходимым условием успешной интеграции инвалидов в общество является эффективная реабилитация - и медицинская, и социальная, и психологическая. Насколько доступна она нашим землякам?

Иванова: С прошлого года полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации переданы Фондом социального страхования республики нашему ведомству. С того же времени создан профильный республиканский центр, который занимается еще и санаторно-курортным обслуживанием льготников. Комплексные центры социального обслуживания населения принимают заявления от граждан, формируют пакет заявок и направляют его в республиканский центр. Когда эти полномочия передавались от одного ведомства другому, сбои в работе, конечно, были. Сейчас система обкатана и работает неплохо. В 2011 году нам удалось освоить целевых финансовых средств на приобретение технических средств реабилитации в два раза больше по сравнению с предыдущим годом. Правда, осложняют работу установленные законом сроки проведения торгов - с даты их объявления до сделки проходит не менее полутора месяцев. К тому же главное условие конкурсных закупок - минимальная цена товара - не всегда соответствует лучшему качеству.

К счастью, решаются и эти проблемы - Минздравсоцразвития РФ намерено перейти на целевые сертификаты для приобретения технических средств реабилитации для инвалидов. Люди сами смогут приобретать необходимые им в быту приспособления на установленную государством сумму. При желании можно будет купить товар дороже, доплатив разницу из своего кошелька. Обслуживанием сельских инвалидов займутся ориентированные на эту работу фирмы.

РГ: Пересматривается ли региональная система реабилитации?

Иванова: Сейчас в республике действуют четыре профильных центра и 25 отделений на базе комплексных центров социального обслуживания. Здесь тоже есть проблемы. На встрече с мамами детей-инвалидов в Нефтекамске пришлось услышать справедливое замечание: "Если государство предоставляет что-нибудь бесплатно, то это либо бесполезно, либо неудобно, либо - в очередь!". Действительно, инвалиды и родители детей-инвалидов вынуждены обращаться к услугам платных массажистов, логопедов, психологов из-за того, что в государственных реабилитационных центрах, где низкая зарплата, не хватает хороших специалистов. Мы планируем создать на базе четырех реабилитационных центров площадки для обмена опытом, разработки и внедрения новых методов восстановления. Услуги здесь будут предоставляться как на платной, так и на бесплатной основе. Это позволит повысить зарплату специалистам, а сам процесс восстановления инвалидов сделать более эффективным.   

Не так давно я принимала участие в международной конференции в Дюссельдорфе. Немцы рассказали, что у них без согласования городского совета, в котором есть комиссия по правам инвалидов, невозможно получить финансирование из земельного бюджета на возведение любого объекта. Потребности людей с ограниченными физическими возможностями в Германии удовлетворяются безоговорочно. Нам тоже необходим законодательно заложенный механизм принятия решений, который автоматически будет учитывать мнение инвалидов. Кстати, первый шаг в этом направлении сделан. При Министерстве труда и социальной защиты населения республики создана общественная комиссия, контролирующая вопросы обеспечения инвалидов средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками. В нее наряду с медицинскими работниками и реабилитологами входят и сами инвалиды. В качестве экспертов они оценивают качество и надежность приобретаемых товаров  перед принятием решения об их закупке.  

О трудоустройстве инвалидов

Это очень больной вопрос, от которого напрямую зависит качество жизни инвалидов. В прошлом году за помощью в трудоустройстве обратились более четырех с половиной тысяч инвалидов, найти работу удалось для 1395. Еще 110 человек отправили на досрочную пенсию, почти 500 трудоустроили временно, около 200 направили на профессиональное обучение. На специально оборудованные рабочие места удалось устроить 145 человек из числа инвалидов и родителей детей-инвалидов, в том числе четыре места создали на дому. Цифры незначительные, и нам необходимо увеличивать их в разы. А для этого очень важно устранить барьеры, прочно укоренившиеся в головах.

Большинство работодателей, искренне полагая, что инвалидность свидетельствует об ущербности работника, отказывают в трудоустройстве людям с ограниченными физическими возможностями. И напрасно, потому что на самом деле нет сотрудников более ответственных, исполнительных, прилежных и искренне дорожащих своей работой. В этом смысле инвалиды могут составить серьезную конкуренцию здоровым сотрудникам. Коллеги из одного российского региона рассказали, как их губернатор даже  организовал для органов исполнительной власти конкурс - кто примет на работу больше инвалидов. Очень удачный ход, я считаю. При этом прекрасно понимаю, что начинать необходимо с себя. В штате нашего министерства уже есть сотрудники из числа людей с ограниченными физическими возможностями. Их единицы, но скоро, думаю, станет больше. Тем более что отдельные кандидатуры на примете есть. Хотя сразу оговорюсь: принять в штат колясочников мы не сможем - для их передвижения в помещении нашего ведомства, так уж случилось, нет соответствующей инфраструктуры. Пока нет. А вот в здании Минздравсоцразвития России, например, эта проблема решена стопроцентно - там все, вплоть до мелочей, продумано для комфортного пребывания инвалидов.