Свердловские депутаты предложили взять под контроль продажу ГУПов

Сегодня региональная программа управления госсобственностью разрабатывается в областном правительстве и им же утверждается, а согласие Заксобрания является лишь рекомендацией: программа реализуется, даже если не получит одобрения депутатов. Свердловские парламентарии хотят изменить эту ситуацию. Уже дважды они отказались согласовать, на их взгляд, противоречивый документ. Одно из объективных препятствий в осуществлении идеи заключается в том, что программа является частью трехлетнего бюджета области, который думцы уже утвердили.

- В ближайшие годы МУГИСО собирается распродать 80 процентов ГУПов области, - говорит депутат Нафик Фамиев. - Парадокс: мы продаем прибыльные предприятия, но скупаем убыточные: неликвидные медиа-активы, например. Только по моим расчетам, в 2011 году неэффективные расходы бюджета составили 15 миллиардов рублей. Как любые радивые собственники, мы должны иметь грамотную программу управления собственностью; менеджера, которому можно доверять, и чиновников, которые несут персональную ответственность за ее реализацию. Ничего этого у нас нет. В декабре 2011-го принято постановление, где вместо персональной ответственности МУГИСО предложена коллективная ответственность коллегии правительства. Это неправильно - мы потом виновных не найдем.

В законопроекте парламентарии предложили новый порядок: чтобы правительство области разрабатывало программу и вносило инициативу в Заксобрание, а депутаты утверждали бы ее областным законом и в рабочем порядке могли вносить в нее изменения.

Идя не вызвала восторга ни у правительства, ни у прокуратуры, ни у профильного комитета ЗС. Председатель комитета по промышленной, инновационной политике и предпринимательству Альберт Абзалов отметил, что экспертный совет Института регионального законодательства выявил более 12 недостатков в законопроекте и посчитал его противоречащим Уставу области. По федеральному закону управляет и распоряжается госсобственностью высший орган исполнительной власти - согласно принятым в субъекте Федерации нормативным актам. Порядок распоряжения имуществом уже установлен областным законом. А депутаты и так имеют рычаги воздействия на программу: могут изменить ее при принятии закона об областном бюджете на очередной период. Кроме того, сделки об отчуждении или приобретении госимущества стоимостью более 20 миллионов рублей могут совершаться только после согласия ЗС. Плюс - депутаты могут следить за исполнением программы. Если же передать полномочия утверждать программу парламенту, то это, считают в правительстве, может негативно отразиться на оперативности принятия решений по корректировке программы в течение финансового года.

Разработчики законопроекта на это возражают, что никаких юридических оснований отклонить их идею нет. Документ не противоречит Бюджетному кодексу РФ, как утверждает прокуратура, потому что программа приватизации не является долгосрочной целевой, это прогнозный план. И регулируется она не Бюджетным кодексом, а законом о приватизации имущества. Другой аргумент "за" в том, что более 20 субъектов РФ уже перешли к тому, что правительство разрабатывает, а Законодательное собрание региона утверждает порядок управления и приватизации госсобственности. Приняла такой закон и соседняя Челябинская область. Что касается "оперативного принятия решений: мы продаем госимущество на миллиарды рублей - куда мы торопимся?" - возмущаются авторы.

По словам одного из разработчиков законопроекта Андрея Жуковского, на практике с депутатами не всегда согласовывают серьезные сделки ценой более 20 миллионов: есть схемы, позволяющие "обойти" Заксобрание, например, занижение стоимости актива. Наглядный пример прошлого года, по словам депутата, - продажа действующему акционеру одной из свердловских энергогазовых компаний за 17 миллионов рублей, то есть за мизерный процент от годового оборота в три миллиарда. При том что компания считалась четвертым по величине энергообъектом области со стоимостью активов в 300 миллионов.

Считается, что программа управления госсобственностью является солидным подспорьем областному бюджету. Но депутаты усомнились и в этом аргументе.

- На последний год трехлетнего бюджета планируемый "потолок" госдолга - 74 миллиарда рублей - как так вы планируете "управлять собственностью", что мы закладываем такой долг при доходной части бюджета более 150 миллиардов? - удивляется депутат Андрей Альшевских. - Активы - не личная собственность чиновников, а собственность всего населения Свердловской области. Нужно не раздавать ее налево-направо, а эффективно ей управлять, чего мы и надеемся достичь в случае принятия законопроекта.

На последнем заседании Заксобрания депутаты не смогли большинством ни принять, ни отклонить предложенный законопроект. Его обсуждение перенесено на 17 апреля. В случае, если закон будет принят, потребуются изменения и в №129-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годы".

Комментарии

Виталий Недельский, министр по управлению государственным имуществом Свердловской области:

- Финансирование региона определяют два крупных программных документа: программа социально-экономического развития и трехлетний бюджет. Изменить программу управления госсобственностью - значит повлиять на запланированные статьи расходов и доходов. В программе - 20 мероприятий по реализации одного из разделов бюджета. В течение года она может меняться на уровне постановлений правительства. Мы обобщили все предложения депутатов по корректировке программы и выносим на коллегию правительства свежий вариант.

Евгений Зяблицев, депутат Законодательного собрания Свердловской области:

- То, что все доходные разделы от реализации программы включены в бюджет, - еще один повод передать ЗС полномочия утверждать программу. Мы не смогли получить убедительные доводы от МУГИСО ни по одной готовящейся крупной сделке приватизации - министр нам отвечал, что его функция чисто техническая. Но вопрос номер один: зачем продавать то или иное успешное предприятие?