20idei_media20
    30.03.2012 13:45
    Рубрика:

    Олег Скрипка: Песня возникает от скуки

    Сегодня на online-интервью в "Российскую газету" прибыл лидер украинской рок-группы "Вопли Видоплясова" Олег Скрипка.

    Группа, которая в нынешнем году празднует 25-летие, в честь юбилея выпустила коллекционный бокс-сет с семью CD и отправилилась в долгий тур по Украине и России. В рамках этого тура 7 апреля "Вопли Видоплясова" дадут концерт в Москве.

    РГ: Что Вам интересно в туре, кроме самих концертов? Может быть, сами города, экскурсии?

    Олег Скрипка: Если говорить о России, то я закрашиваю собственные белые пятна на карте. Мы приезжаем в города, где никогда не были, допустим, в Нижний Новгород, Ижевск, Иркутск. И оказывается, что нас там знают, слушают, хотят видеть, там есть наши фанаты, бурлит культурная жизнь, есть хорошие интересные клубы, драйвовые, с отличным звуком, и даже есть архаические залы в стиле СССР - с колоннами. Кроме того, я увлекаюсь этникой и, приезжая в какой-то город, где никогда не был, я отправляюсь на базар, в магазин сувениров покупать поделки - в Иркутске из камня, в Ижевске из кости. Интересно понять, какие народы населяли когда-то этот край.

    РГ: Увлечение этническими сувенирами имеет какой-то практический смысл или это просто "домашний музей Олега Скрипки"?

     
    Видео: Сергей Минабутдинов

    Скрипка: Это просто так, на полку поставить. У меня есть коллекция довольно объемистая прото-инструментов, которые существуют во всех странах мира у всех народов. Например, много варганов. Я езжу по разным странам и покупают этот инструмент, у меня есть несколько украинских варганов, якутский, татарский, калмыцкий, бразильские, индийский китайский - деревянные, железные, бронзовые, длинные, маленькие... Есть огромная коллекция детских свистулек - они тоже есть у очень многих народов мира. Но я собираю только те, которые хорошо звучат. Они могут выглядеть несерьезно, но они очень хорошо звучат и можно сыграть на них определенную мелодию. У меня есть коллекция звоночков разных, они тоже есть почти у всех народов: швейцарские, австрийские, российские, украинские, буддистские, японские, некоторые имеют ритуальное значение, праздничное, рождественское, допустим.

    РГ: Вы бываете в Украине, России, Казахстане. Чем отличаются культуры в соседних странах?

    Скрипка: Страны отличаются очень сильно. Да я даже сказал бы, что города на расстоянии 100 км друг от друга очень сильно отличаются: другой темперамент у людей, другое состояние местного рок-клуба, рок-жизни, менталитет разный, очень сильно отличается. Например, мы были в Казани и Нижнем Новгороде. Новгород - это нордический характер, люди спокойные, склонные к философии, а Казань - жерло вулкана! В Казани куча безумных "рокешников", а в Нижнем - интеллектуалы, которые знают поэзию рока. Или взять Восток Украины, города Полтава и Донецк. 300 км друг от друга. В Полтаве на концерт люди пришли как будто прямиком из СССР 70-х годов, женщины в пальто, в меховых шапках. Сидели, смотрели наш концерт. А в Донецке оторванная молодежь плясала с 3-ей песни, такой драйв.

    Если сравнивать страны, можно параллель провести между Белоруссией и Казахстаном. это все-таки совершенно законсервированный Советский Союз, в хорошем смысле слова. Куча людей любят, знают рок-музыку, разбираются в ней. В Белоруссии и в Казахстане люди поют наши тексты. Язык для них - иностранный, но они знают песни со сложными текстами - действительно люди слушают музыку, как это когда-то было в Советском Союзе.

    Украина и Россия сейчас приблизительно одинаковы - огромный объем информации, перевариваемой только "по вершкам". То есть для 99% людей Украины и России "Вопли Видоплясова" - это "Весна". А кроме весны у нас еще 99 песен есть. Если точно - 107 песен, которые люди просто не знают. У них нет времени. Приезжает эта группа, та группа, потом пошли на работу - вся информация проходит мимо. В том числе эмоционально проходит мимо, люди ни во что не вникают, нет времени, слишком высокий темп. Хотя Москва от Киева отличается. Киев более заторможенный. Но мы большие романтики, мечтатели, философы, на мир смотрим с метафизической точки зрения, выискиваем всегда какие-то потусторонние причины процессов. А москвичи - люди дела: сказал-сделал, занял пространство-отыграл и ушел. Очень эффективные, прагматичные. Скажем, если выступаешь в Москве, сразу надо поразить и завоевать, тут либо "да", либо "нет". Поэтому концерт в Москве надо выстраивать.

    РГ: А выступление в Казани не надо выстраивать?

    Скрипка:
    Там драйв, любовь, это провинция. В провинции всегда проще, там люди больше знают. Если они идут на концерт, они больше вникают. А москвичи, если речь идет не о клубном концерте, где наши фаны, просто такая "солянка", людям сразу надо выдать информацию. Как в Интернете - заголовок статьи обязан быть информативным. Здесь то же самое: ты выдал "заголовок", ага, на тебя включились. Еще выдал, еще включились. А в Киеве - немножко болото. Ты вкладываешь-вкладываешь - они поглатывают. А потом, когда ты уже наполнил их энергией, они тебя полюбили, приняли - "так вот оно оказывается как, тогда понятно". Тугодумы эмоциональные.

    РГ: Во время этого тура появились какие-то впечатления, истории, из которых получатся песни?

    Скрипка: Нет, у меня это не так не так происходит. У меня материал для новых песен возникает в одиночестве, в спокойном состоянии. Когда я в динамике - ничего не получится. Ты просто как белочка в колесе бегаешь, может, что-то и приходит в подсознании, но на уровень осознанности ничего не выходит. А когда ты садишься, начинаешь концентрироваться на чем-то, на какой-то мелодической линии, тогда появляются образы или вербальные, или мелодийные. Тогда начинаешь складывать их в песню. Но это все только в одиночестве, в спокойном состоянии.

    Песня возникает от скуки. Когда тебе нечего делать и некуда тратить энергию. Тогда эмоции начинают переполнять и находят выход не в действии, а в какой-то идее песни. Поэтому только так - в одиночестве, чтобы никто не мешал, под гитару.

    РГ: Почему поп-исполнители России и Украины активно гастролируют в обеих странах, а рок-музыканты таким прокатом похвастаться не могут?

    Скрипка: Эстрада - это рыночная штука, а музыкальный рынок у нас общий. Что касается рок-музыки, сегодня это дело более местечковое, потому что рок-музыка не имеет таких ротаций в масс-медиа. На Украине рок сегментирован, киевляне в основном слушают киевский рок, донецкие - донецкий. Раз этой музыки нет в ротации, люди знают только своих.

    РГ: Ты с грустью об этом говоришь?

    Скрипка:
    Я констатирую факт. В самом деле, это не на пользу нашим странам. Можно, конечно, говорить, что так получилось естественным образом, но это неправильно. Есть страны, где дело обстоит по-другому. В Канаде из 10 радиостанций 9 транслируют рок - классный. качественный, мощный. Ты сидишь в кафе аэропорта Ванкувера, рядом дедушки едят гамбургеры, по радио играет Led Zeppelin, причем какой-нибудь "Кашмир". И дедушка ест, пьет пиво и мотает в такт головой. И ты понимаешь, что это - культура. Рок - это база культуры, от которой мы отрезаны. И те ГМО, которым мы питаемся в культурном плане, подрывают основы общества.

    РГ: Ты говоришь о том, что рок-музыка более духовна и содержательна, чем попса. Артисты обычно говорят, что у нас все главные песни пишутся про любовь. Как быть с воспитательной миссией?

    Скрипка:
    Любовь - это главенствующее чувство у человека, и все, что происходит с ним в эмоциональном плане, есть эманация любви. Надо писать про любовь, но надо это делать искренне. У меня есть несколько образчиков новой любовной лирики, я считаю, взрослый взгляд у меня уже на этот предмет.
    Мы недавно в Киеве делали большой юбилейный концерт, пришло много друзей, и мы отыграли только 25 минут. Было очень много нареканий - мы пришли на вас, а вы сыграли мало. Тогда мы сделали другой концерт, это было 9 марта, поэтому решили, что поем только про любовь. Раньше мы на эту тему не задумывались, но оказалось , что песен про любовь у нас на добрых час сорок пять.

    РГ: Как часто надо самому влюбляться, чтобы писать что-то про любовь?

    Скрипка: Я - лицедей в классическом понимании. Все, что я выношу на суену - это вымышленные образы. Это не я, а персонажи. Естественно, я пользуюсь своим опытом или какими-то наблюдениями. Я создаю персонаж, поэтому мне не обязательно самому быть глубоко влюбленным или переживать какие-то события для того, чтобы написать песню. Все это - вымысел. Так было с самого начала и остается сейчас.