3 апреля станут известны победители премии в области современного искусства "Инновация", которая будет вручаться в седьмой раз. По сравнению с прошлым годом, ставки выросли (впервые общий премиальный фонд составил три миллиона рублей), а страсти поутихли. Выставку номинантов, которые были отобраны Экспертным жюри из 304 заявок из 28 регионов России, можно увидеть до 1 мая в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ).
Если в прошлом году акционизм "рулил", то в этом году на "Инновации" шоковая арт-терапия осталась в стороне. Вместо резкого, как "Нате!", жеста, адресованного властям, появились проекты, ориентированные на диалог со зрителем, расширение аудитории и осмысление процессов, происходящих "здесь и сейчас". Отчетливее всего это демонстрируют кураторские работы, составившие ядро экспозиции. Среди них, в частности, проект "Спальный район. Открытый урок", который на две недели обычную московскую школу превратил в огромную выставочную площадку. Там можно было не только во время перемены полюбоваться, в частности, на живопись Эдуарда Гороховского и Юрия Злотникова, Ивана Чуйкова, фотографии Сергея Браткова и видео "Синих Носов", рисунки Виктории Ломаско, инсталляции Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Леонида Тишкова и Игоря Шелковского, но и пообщаться с художниками во время мастер-классов. Другой проект "Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства", который сопровождался дискуссиями и лекциями, был нацелен на формирование публичного пространства города. Простая вроде бы мысль, послужившая основой проекта, что город - это не только парковки, супермаркеты и метро, но еще и "форум", где обеспечена возможность социального диалога, к концу году стала ясной, как белый день. К слову, диалогу и его границам посвящена была выставка "Невозможное сообщество", сделанная в честь десятилетия группы Escape и собравшая работы 35 художников из разных стран. Так что, важнейшим из искусств сегодня, похоже, стало искусство взаимодействия.
Другая очевидная тенденция - это попытка обнаружить в пространстве города "неопознанные" территории. Внимание одних приковано к ничейным, пограничным территориям, как, допустим, в работах Александра Гронского "Пастораль" и Романа Мокрова "Бесконечная история" (оба в номинации "Новая генерация"). "Пастораль", конечно, о встрече горожанина с природой. В пределах города, разумеется. Поэтому получается, что она происходит либо в нескольких десятках метрах от блочного дома, либо в двух шагах от родного авто. За природу отвечает либо серенький ручеек, вокруг которого группируются любители шашлыков, либо пруд рядом со строительным карьером, либо кусты под окнами, где есть шанс наконец почувствовать себя естественным человеком. Несмотря на то, что комизм и грусть тут шествуют рука об руку, "Пастораль" сохраняет дистанцию, не позволяющую соскользнуть к гротеску. У Мокрова ничейная полоса проходит в двух шагах от платформы, к которой подходят пригородные электрички. Свежее городское подкрепление, то, что сэкономило на билете, просачивается сквозь выломанную дыру в ограждении, перелезая через железяку с портфелями и пакетами, ноутбуками и спортивными рюкзаками… Вход в город и светлое будущее по будням - в режиме нон-стоп. Третий вариант ничейной полосы - это дорога, где несутся не бодлеровские фланеры, а кочевники на авто. И для них машина - и дом, и фетиш, и символ принадлежности к особому миру. Проект Таус Махачевой "Быстрые и неистовые" (также в номинации "Новая генерация") отсылает к миру стритрейсеров, устраивающих ночные гонки между аэропортом и Махачкалой. Художница наряжает своего механического коня в меха и записывает на видео реакцию крутых водителей. Мир современной магистрали мгновенно осмысляется как мир архаический и мифологический.
Наконец, "неизвестное" городское пространство может переосмысляться как внутреннее. Например, в проекте Александра Бродского "Цистерна" (номинация "Произведение визуального искусства). Бродский (он лауреат Премии Кандинского 2010 года) превратил страшноватое пространство подземного коллектора без окон и дверей в таинственный полночный город, где на окнах домов колышутся белые занавески, где звучит странная музыка, где света нет, но есть свечение из-за "окон". Коллектор начинает походить то ли на вход в Аид, то ли на пространство сновидений… Промышленная архитектура воспринимается как пронзительное лирическое стихотворение.
Совсем по-другому встречу человека с городом изображает группа "МишМаш", которые представили "Геопсихоизометрическую экспертизу города Екатеринбурга". Если не пугаться названия, то обнаруживается, что перевод городского пейзажа на язык абстракции - отличное средство для демонстрации безличности, стертости визуального мира города. Мира, который не рассчитан на то, чтобы был услышан "одинокий голос человека".
Среди трех других номинантов на "Инновацию" за лучшее "произведение визуального искусства" также жизнестроительный перформанс Андрея Кузькина "Все впереди". Он погрузил в металлические ящики свои вещи, а заодно и прошлое, чтобы войти в будущее налегке. Плюс - изящная работа екатеринбургской группы "Куда бегут собаки". В ней формулы математических множеств визуализированы в … вязании, а решение задачи - в наглядный перформанс бабушки со спицами. Бабушка будет вязать каждый день до 1 мая в зале ГЦСИ. Кроме того, выделяется отличная работа Витаса Стасюнаса "Ордер". Стасюнас белые стены с силуэтами исчезнувших вещей превратил в машину для путешествия во времени и воображении.
На мой вкус, конкурс получился сильным. Кто победит, не берусь предсказывать. Впрочем, ждать имен победителей осталось недолго - до вечера 3 апреля.
Полный список финалистов VII конкурса в области современного визуального искусства "Инновация".
Инсталляция "Цистерна" (Александр Бродский);
Перформанс "Вязание на спицах и крючком множества Мандельброта" (творческое объединение "Куда бегут собаки");
Проект в развитии "Все впереди" (Андрей Кузькин);
Проект "Геопсихоизометрическая экспертиза города Екатеринбург" (группа "МишМаш");
Инсталляция "Ордер" (Витас Стасюнас).
Видеоинсталляция Attention Whores (Анастасия Рябова, Алексей Булдаков);
Серия фотографий "Пастораль" (Александр Гронский);
Видео, фотографии "Быстрые и неистовые" (Таус Махачева);
Видео "Бесконечная история" (Роман Мокров);
Инсталляция "Только правда" (Валерий Чтак).
"Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства" (Екатерина Деготь, Давид Рифф, Иоанна Мытковска);
"Спальный район. Открытый урок" (Марина Звягинцева, Юрий Самодуров);
"Невозможное сообщество" (Виктор Мизиано);
"Поколение Z. Пионеры музыкальный технологий России 1910-1930-х" (Любовь Пчелкина, Андрей Смирнов);
"Некрореализм" (Олеся Туркина)
Выставка "Руины утопии" (Николай Алексеев, Илья Долгов);
Международный художественный проект "Анклав" (Ева Гожондек, Стах Шабловски, Ирина Чеснокова, Евгений Уманский);
VII Ширяевская биеннале "Чужестранцы: между Европой и Азией" (Роман Коржов, Неля Коржова);
"Иллюзион. От ярмарочного аттракциона к медиаинсталляции" (Евгений Стрелков, Андрей Суздалев);
"Технологии в фокусе искусства: очарование и вызов" (Ксения Федорова)
Евгения Кикодзе, Нелли Подгорская "Космос Юрия Злотникова";
Олеся Туркина, Нелли Подгорская "Некрореализм";
Андрей Фоменко "Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства";
Олег Фролов, журнал "Популист";
Ольга Шишко "Расширенное кино. Expanded Cinema".
Номинация "За творческий вклад в развитие современного искусства" (600 000 руб). - Елена Елагина, Игорь Макаревич
Номинация "За поддержку современного искусства России" (диплом и приз) - Зураб Церетели.
Иосиф Бакштейн, комиссар Московский международной биеннале современного искусства (Москва);
Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея (Санкт-Петербург);
Марк-Оливье Валер, директор музея Palais de Tokyo (Париж);
Кристофер Гансинг, арт-директор Фестиваля искусств и цифровой культуры Трансмедиале (Берлин);
Ирина Горлова, начальник отдела художественных программ ГЦСИ (Москва);
Сергей Ковалевский, куратор Красноярской музейной биеннале (Красноярск);
Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства (Москва).