Тринадцать российских авиакомпаний 1 апреля запустили программу льготных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и обратно.
В ней могут участвовать молодые люди в возрасте до 23 лет и пенсионеры. Скидка предоставляется солидная - ровно 50 процентов от стоимости билета. Например, из Магадана в Москву участники программы могут добраться за 8,5 тысяч рублей, в то время как поездка по обычному тарифу обойдется не менее чем в 25 тысяч рублей. Максимальный тариф для субсидированных перевозок на других направлениях составит: Анадырь - Москва - девять тысяч рублей, Нарьян-Мар - Москва - четыре, Владивосток - Санкт-Петербург - 6,5, Норильск - Сочи - 6,8, Якутск - Владивосток - 7,5 тысячи рублей. Половину стоимости возместит авиакомпаниям федеральный бюджет после того, как они предоставят в Росавиацию необходимые финансовые документы, подтверждающие выполнение услуги для пассажиров.
Программа субсидированных перевозок для дальневосточников была запущена в 2009 году, и ею воспользовались более 163 тысяч человек. После этого действие программы решили продлить. И не зря. В 2011-м льготные билеты приобрели уже свыше 371 тысячи пассажиров. И хотя не все авиакомпании в прошлом году выбрали отведенные им Росавиацией квоты, бюджетные деньги, выделенные на субсидирование перевозок - 2,5 миллиарда рублей, были освоены в полном объеме. Точно такая же сумма предусмотрена и на этот год.
Кстати, в нынешнем сезоне к уже существующим в льготном перечне 30 направлениям добавились еще три: из городов Певек (Чукотка), Тикси (Якутия) и Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ). Еще одно новшество 2012 года - изменилась возрастная планка для женщин. Они получили право на полет по сниженному тарифу по достижении 55-летнего возраста, тогда как раньше льгота предоставлялась с 60-ти.
Власти дальневосточных регионов признают, что действующая федеральная программа субсидирования полетов - очень хороший, эффективно работающий механизм. Но для жителей некоторых районов всей проблемы он не решает: чтобы воспользоваться льготой, нужно сначала добраться до одного из крупных аэропортов. А это дорого. Например, билет из Нижнеколымского района до Якутска стоит 24 тысячи рублей, тогда как из Якутска до Москвы - 8 тысяч рублей (по льготному тарифу).
Чтобы решить эту проблему, регионы Дальнего Востока активно вводят особые режимы и на внутренних рейсах. В Чукотском автономном округе льготный билет на местных авиалиниях с 25 марта стоит тысячу рублей при экономически обоснованном тарифе от 5 до 46 тысяч рублей. На Колыме со вчерашнего дня в Эвенск, Ямск и Тахтоямск можно улететь в среднем за 3 тысячи рублей.
"У нас тариф с 50-процентной скидкой действует для пассажиров в возрасте до 24 лет включительно, женщин старше 50-ти и мужчин старше 55 лет", - сообщил заместитель начальник транспортного отдела департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области Валерий Максимов.
На Камчатке краевой льготой могут пользоваться все жители, зарегистрированные на территории полуострова - до сегодняшнего момента такое право имели только жители отдаленных населенных пунктов. Этим региональные власти сняли другую не менее острую проблему - нелегальных морских перевозок. Раньше, особенно в период путины, органы внутренних дел регулярно задерживали грузовые или рыбодобывающие суда, капитаны которых соглашались перевезти людей в населенные пункты вдоль побережья. Нередко это оборачивалось трагедией. Теперь, когда цены на авиабилеты довольно низкие, местные жители больше не рискуют жизнью, отправляясь в опасное морское путешествие на неприспособленных для пассажирских перевозок судах.
По мнению министра транспорта Игоря Левитина, льготные перевозки для населения дальневосточных регионов России должны быть оформлены в виде долгосрочных обязательств государства. Для этого действующую программу предстоит перевести в статус Федеральной целевой программы. Также обсуждается возможность распространить льготы на все возрастные группы.
Авиакомпании, тем временем, уже готовятся перевозить новую категорию льготных пассажиров - это люди с ограниченными возможностями. Проработать вопрос о включении инвалидов в программу в марте нынешнего года поручил премьер Владимир Путин. Этим занимаются сразу три ведомства: Минтранс, Минфин и Минздравсоцразвития.