Мировая экономика сохраняет значительную неустойчивость и риски замедления темпов развития. В настоящее время Всемирный банк ожидает, что в этом году рост передовых экономик мира составит 1,4 процента. Прогноз снижен почти в два раза по сравнению с оценками июня 2011 года.
Несмотря на то, что в США и других крупных экономиках появляются "новые ростки" подъема, а в России рост ВВП, по оценкам, составит в этом году 4 процента (при условии сохранения нынешнего высокого уровня цен на нефть), приток капитала в развивающиеся страны сократился почти в два раза по сравнению с прошлым годом. А Европа, по-видимому, вошла в стадию рецессии. И хотя развивающиеся экономики, как ожидается, будут по-прежнему расти уверенными темпами, прогнозируется замедление темпов их роста до 5,4 процента и 6 процентов в 2012 и 2013 годах (против прошлогоднего прогноза в 6,2 и 6,3 процента).
Даже до возникновения текущего кризиса в Еврозоне восстановление после глобального кризиса 2008 года было медленным.
Объем промышленного производства в наиболее развитых странах, по оценкам, более чем на 10 процентов ниже своего максимума в 2008 году. Сочетание низких темпов роста, высокого уровня рисков и низкой доходности инвестиций в наиболее развитых странах получило название "новой нормальности". И она может привести к повышению волатильности на мировых финансовых и товарных рынках. Также усилились опасения, что "новая нормальность" может укорениться, и тогда некоторые передовые страны начнут испытывать продолжительное сокращение объемов экономик - с негативными последствиями для всего мира.
И хотя Россия справилась с мировым кризисом 2008-2009 годов сравнительно неплохо, она все же сохраняет уязвимость перед затяжным периодом "новой нормальности". В 2011 году объем производства в России восстановился до предкризисного уровня, страна вернулась к профицитному бюджету. Россия занимает первое место в мире по добыче и второе по экспорту нефти, поэтому, когда цены на нефть высоки, как сейчас, беспокойство по поводу будущего несколько утихает. Однако крайне важно не забывать о том, как резко упали цены на нефть во время кризиса 2008 года. С тех пор это служит для России строгим напоминанием, что экономика страны чрезмерно зависит от нефтегазовых доходов и что необходима ее диверсификация. Российское правительство в полной мере осознавало эту чрезмерную зависимость, что подтверждается тем, как тщательно осуществлялось им управление Резервным фондом и Фондом национального благосостояния. Однако, учитывая сохраняющееся беспокойство относительно неустойчивости мировой экономики, Россия, возможно, захочет обеспечить дополнительные фискальные возможности, которые позволят принимать краткосрочные контрциклические меры для поддержания экономической стабильности в случае возникновения потрясений внешнего характера.
В то же время Россия, возможно, захочет сформировать новую модель экономического роста. Одной из важнейших составляющих такой модели может стать надлежащее управление природными ресурсами, а также диверсификация экономики с преодолением зависимости от нефти и газа. Грамотное управление бюджетом с соблюдением принципов прозрачности и подотчетности может предотвратить ситуацию, когда природные богатства превращаются в "проклятье". Кроме того, средства, вырученные от реализации природных ресурсов, необходимо направлять на осуществление непрерывных усилий по диверсификации и модернизации несырьевого сектора экономики. Этим путем следовали, проводя ответственную политику, такие небольшие страны, как Финляндия, Швеция и Норвегия. А также и США. Если доходы от российских нефти, газа, других видов минерального сырья, металлов использовать именно таким образом, то природные богатства страны станут "благословением". В современном мире рост экономики зависит от технологических инноваций и модернизации производства во всех отраслях промышленности. При этом технологические инновации и индустриальная модернизация должны соответствовать сравнительным преимуществам определенной экономики, позволяющим ей быть конкурентоспособной и устойчивой.
Какими же сравнительными преимуществами обладает такая богатая природными ресурсами страна, как Россия? Совершенно очевидно, что у страны, наделенной природными богатствами, есть преимущество в ресурсоемких отраслях. Однако в этом секторе (например, в добывающей промышленности) возможности для создания рабочих мест ограничены. Способна ли Россия развивать обрабатывающие отрасли промышленности за рамками ресурсного сектора? Мой ответ: "Да".
Сравнительное преимущество той или иной страны в несырьевой промышленности главным образом зависит от относительной обеспеченности ее трудовыми ресурсами и капиталом, что находит свое отражение в показателе уровня доходов на душу населения. Однако для того, чтобы Россия смогла диверсифицировать, осуществить модернизацию отраслевой структуры производства страны в соответствии с уровнем своих доходов, правительство должно взять на себя роль стороны, которая будет способствовать процессу преодоления исходных сбоев рыночного механизма. Например, формирование новой отрасли может быть затруднено в силу недостаточности дополнительных промежуточных ресурсов или необходимой инфраструктуры, даже если целевая отрасль и соответствует сравнительным преимуществам экономики, что подтверждается обеспеченностью необходимыми материальными факторами. Также частные предприятия могут оказаться неспособны производить эти промежуточные ресурсы, равно как им будет не под силу самостоятельно улучшать состояние дорог, развивать электроэнергетическую и прочую инфраструктуру, необходимую для реализации решений по модернизации или диверсификации производства. Кроме того, при диверсификации и промышленной модернизации всегда нужны первопроходцы, чей успех или неудача станут полезным опытом для других предприятий. Таким образом, при том, что рынок является необходимым базовым механизмом для выявления сравнительных преимуществ и эффективного распределения ресурсов на каждом определенном уровне развития, правительства также должны играть активную роль с целью преодоления неизбежных на этапе становления новых отраслей проблем, связанных с нехваткой информации, отсутствием координации и влиянием внешних факторов. Все это должно происходить параллельно с улучшением делового климата, усилиями по повышению качественного уровня государства, как регулятора и поставщика общественных благ.
Российская долгосрочная экономическая политика в области диверсификации и роста экономики может сочетаться с принятием краткосрочных контрциклических мер. В случае развития кризиса и снижения внешнего спроса правительство может принимать их для осуществления инвестиций в те сферы, которые обеспечивают диверсификацию новых отраслей промышленности, при условии, что эти новые отрасли определены заранее. В краткосрочной перспективе такие инвестиции могут способствовать созданию значительного числа рабочих мест и стимулированию спроса. В долгосрочной перспективе новые отрасли промышленности могут обеспечить повышение производительности, конкурентоспособности, ускорение роста экономики, а также повысить устойчивость российской экономики к внешним потрясениям.