Для Тюмени понедельник начался трагически. Около восьми часов утра самолет ATR-72 сургутской авиакомпании "ЮТэйр", совершавший рейс до Сургута, спустя несколько минут после взлета рухнул в чистом поле в окрестностях областного центра, поблизости от двух деревень - Горьковка и Утяшево.
Выжило 12 человек из 43 находившихся на борту. Состояние некоторых из них критическое.
Экипаж - два пилота и стюардессы - погиб. Молодой командир готовился завтра отметить день ангела, ему исполнилось бы 28. А тюменский бизнесмен Дмитрий Григорьев, отец троих детей, говорит, что у него второй день рождения - из-за сильной усталости он передумал лететь в командировку в Сургут этим рейсом. Несчастье повергло его в шок.
Жертв могло быть больше. Салон был заполнен чуть более чем наполовину. А главное, лайнер не успел набрать большую высоту. Спустя две минуты после отрыва от полосы он исчез с радаров, эфирная связь прервалась. По версии авиакомпании, экипаж пошел на экстренную вынужденную посадку. Не получилось. При падении борт развалился на несколько фрагментов, загорелся. Местные жители привыкли к гулу от проходящей над ними воздушной дороги и встрепенулись лишь от звука взрыва, недоумевая, что произошло. Впрочем, сотрудники силовых ведомств нашли двух свидетелей, которые обратили внимание на задымившие двигатели. Через 15 минут о координатах катастрофы знали все, кто в них нуждался.
Поначалу мало кто надеялся на то, что кому-то из пассажиров удастся выжить. К счастью, это оказалось не так. Вот только состояние пострадавших, тяжело травмированных, обожженных, внушало серьезную тревогу. Многие были без сознания. Решено было транспортировать этих людей до больниц города вертолетами авиакомпании "ЮТэйр", - рассказывает сотрудник управления МЧС Александр Зубарев.
В областную клиническую больницу доставлено 11 человек, и еще один - в специализированную больницу интенсивного лечения. Вчера всех прооперировали. Двое пациентов подключены к аппарату искусственной вентиляции легких. МЧС России отправило в Тюмень два самолета, в том числе для перевозки в столичные клиники пострадавших, чье состояние оценивается как критическое. Первый заместитель губернатора Наталья Шевчик сказала, что острой нужды в перемещении тяжело травмированных пока нет, да это и нецелесообразно на данный момент. Но консультации опытных столичных коллег тюменские медики, безусловно, приняли с благодарностью.
Компания "ЮТэйр" сообщила о выплате родственникам погибших по два миллиона рублей - в соответствии с договором страхования. Компенсации "в пределах этой суммы" получат и пострадавшие. Перевозчик заверил, что возьмет на себя в полном объеме расходы на организацию похорон. Местные власти, заверил губернатор Владимир Якушев, компенсируют расходы на лечение и выделят им дополнительно по одному миллиону рублей, а семьи погибших получат из бюджета области по полтора миллиона. Соответствующую поддержу окажут власти Югры, глава которой, Наталья Комарова, вчера также прилетела в Тюмень.
По данным ГУ МЧС по Тюменской области, на борту находились семь жителей автономного округа. Остальные пассажиры - тюменцы. Почти треть жертв аварии - сотрудники нефтегазовых компаний, в том числе научно-исследовательских подразделений "ЛУКОЙЛа" и "Сургутнефтегаза". Последние направлялись в Сургут на научную конференцию. Среди погибших - сын героя Советского Союза Николая Федорова - Юрий.
На борту разбившегося под Тюменью самолета находилась и омичка 58-летняя Людмила Волкова. Сечас она находится в больнице в бессознательном состоянии. В аудиторской компании, которую она в Омске возглавляет, корреспонденту "РГ" подтвердили, что директор летела из Тюмени в Сургут по служебным делам.
- Мы все шокированы этой новостью и надеемся на то, что Людмилу Алексеевну спасли и она в больнице, - говорят сотрудники.
После звонка из МЧС в Тюмень на собственной машине срочно выехал муж Людмилы Волковой.
Прибыли в Тюмень эксперты МАК. Во вторник, как ожидается, специалисты приступят к изучению самописцев. Они не повреждены. Возбуждено уголовное дело. Достоверно о причинах катастрофы говорить пока рано. В тюменском региональном управлении Росавиации, в Следственном комитете не исключают и ошибки пилотов, и технические неполадки. Может быть, причиной трагедии стал и посторонний предмет, вроде птицы. Самые свежее подозрение - на левый двигатель, именно он вроде бы отказал.
Бывший летчик Сергей Чепуров обращает внимание на "капризы" апрельского утра. Накануне шел обильный мокрый снег, температура около ноля, высокая влажность, туман. Роковую роль могло сыграть обледенение в сочетании с невыполнением определенных профилактических работ. По мнению летчика, самолеты данной марки чувствительны к такой погоде.
Сам сургутский перевозчик к качеству среднемагистральных лайнеров, выпускаемых франко-итальянским концерном, существенных претензий не имеет. Мало того, делает на них ставку. В прошлом году 14 из 18 новых турбовинтовых ATR, поступивших в нашу страну, закуплены "ЮТэйром". С производителем был подписан контракт на 426 миллионов долларов. Правда, рухнувший под Тюменью эксплуатировался с 1992 года. По данным СК, в общей сложности он налетал 35 тысяч часов. Последний ремонт прошел в Германии в 2010 году. Отметка о техобслуживании двухмесячной давности. Кстати, несколько европейских самолетов реализованы сибирскому перевозчику как "бывшие в употреблении", но само собой, с предпродажной подготовкой и гарантией. Теперь, возможно, в воздух их не выпустят, пока досконально не проверят. Если вообще не спишут.
В авиакомпании свой выбор объясняют, в частности, тем, что с 1988 года концерн изготовил полтысячи ATR 72, и за все время зафиксировано незначительное количество крупных инцидентов с их участием. За рубежом три авиакатастрофы унесли 152 жизни. Теперь к ним прибавилась еще 31 жертва, уже из числа россиян. Небольших же инцидентов, судя по официальным сообщениям за последние два года, случилось немало, в том числе у "ЮТэйр". Так, прошлой осенью при взлете из тюменского аэропорта Рощино у такого же лайнера отказал генератор, в результате совершена вынужденная посадка.
В Тюмень из Сургута прибыл чартерный борт с родственниками тех, кто находился на борту самолета.
В Тюменской области в связи с крушением лайнера объявлен траур.
"Горячая линия" ГУ МЧС России по Тюменской области: 8 (3452) 590-290.
"Горячая линия" областного департамента социального развития: 8 (3452) 46-92-47, 8 (3452) 50-24-58, 8 (3452) 46-91-78
ЦИФРА
35 ысяч часов в общей сложности налетал разбившийся ATR 72.
Приоритетной версией крушения ATR-72 под Тюменью пока остается техническая неисправность самолета, говорится в сообщении Следственного комитета РФ. В свою очередь эксперты отрасли предполагают, что виной всему мог стать взлет самолета с обледеневшими крыльями.
В пользу версии о неисправности ATR-72 "говорят свидетельства очевидцев, которые на допросе показали, что в момент падения был виден дым из двигателей. Кроме того, эту версию подтверждают и действия экипажа, который фактически сразу после взлета развернулся в сторону аэропорта Тюмени", сообщает официальный сайт Следственного комитета.
Но расследование еще впереди. Уже обнаружены бортовые самописцы, которые находятся в хорошем техническом состоянии. Следователи их осмотрели и передадут для расшифровки специалистам Межгосударственного авиационного комитета. В сообщении Следственного комитета говорится, что кабина пилотов в хорошем состоянии. Так что можно снять показания с приборов, что тоже поможет в установлении причин катастрофы. Кроме этого проводятся выемки документации в аэропортах убытия и прибытия воздушного судна в Тюмени и в Сургуте, изымаются записи переговоров членов экипажа с диспетчерами. Для проведения экспертизы изъяты образцы топлива с упавшего самолета, а также из емкости, из которой он заправлялся в аэропорту Тюмени.
"Исходя из характера разрушений самолета, на данный момент следствие полностью исключает версию теракта, - делают вывод в Следственном комитете. - В то же время сейчас рассматривается несколько версий, включая ошибки пилотирования и наземных служб".
Эксперты, опрошенные "РГ" , тоже пока не намерены делать каких-то выводов, в том числе и говорить о неопытности молодого экипажа - командиру и второму пилоту не было еще и 30 лет. Объективное заключение, подчеркнули они, будет сделано после расшифровки самописцев экспертами комиссии по расследованию причин аварии Межгосударственного авиационного комитета.
Но версия по обледенению самолета еще на земле может преобладать, сказал в "Российской газете" заслуженный летчик СССР, президент Фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов.
В истории гражданской авиации уже были печальные примеры, когда самолет, обледенев на земле, пытался взлететь.
И сейчас по существующим правилам полетов взлет категорически запрещен, если крыло из-за снега или измороси покрыто тонким слоем льда, констатировал эксперт "РГ". Если самолет на самом деле обледенел, то экипаж обязан задержать полет, даже если на борту сидят пассажиры. И вызвать техников, которые обработают судно антиобледенительной жидкостью перед самым полетом, напомнил эксперт.
По законам аэродинамики крыло, обледенев, теряет подъемную силу, и самолет падает на землю, поскольку наледь искажает прохождение потока воздуха, объяснил "Российской газете" Олег Смирнов. Самописцы на борту судна как раз и фиксируют параметры полета, по которым можно вычислить траекторию и сделать выводы, была ли наледь на крыльях. Как отмечают эксперты, судно рухнуло на землю и развалилось, а не планировало.
Возможность того, что на стабилизаторах, которые расположены на хвосте самолета, был лед, который помешал создать отрицательную подъемную силу, из-за чего судно задрало нос и создался сильный пикирующий момент, не отрицает и заслуженный пилот России, летчик-испытатель Михаил Марков. Проведена ли обработка антиобледенительными реагентами перед полетом, тоже покажут записи, сказал Смирнов.
При этом заслуженный летчик СССР отметил, что ошибки при подготовке к полету тоже можно отнести к человеческому фактору и является частью неэффективной системы подготовки к полетам. Также хромает сейчас в России и организация летной работы, летной годности пилотов. Поддержание их на должном уровне стоит немалых денег. В прошлом году экономия на безопасности в гражданской авиации привела к шести авиационным происшествиям, в которых погибли 118 человек.
Для того чтобы свести к минимуму эту печальную статистику, по словам Смирнова, необходимо законодательно прописать ответственность государственных органов гражданской авиации за состояние безопасности полетов в России. Возможно, даже создать независимый орган, который подчиняется напрямую главе государства. При этом отраслью должен управлять профессионал, который знает все тонкости воздушного дела, считает Смирнов.
Среднемагистральный самолет ATR 72 летает почти два десятка лет. Он массово используется перевозчиками различных стран.
Этот пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолет французской разработки предназначен для перевозки до 74 пассажиров и управляется двумя пилотами. Он имеет несколько сертификатов на полеты - российский, американский и европейский. Более 400 бортов были поставлены авиакомпаниям во всем мире и еще 28 заказаны.
У "ЮТэйр" 18 таких самолетов двух модификаций. Разбившийся вчера самолет произвели во Франции, двигатель создали в Канаде, а зарегистрировали на Бермудах. Первый полет он совершил 20 лет назад.
На 2 апреля 2012 года произошло 14 инцидентов с ATR 72. И это обычная статистика для самолета, который много летает. У Боинга 737, самого популярного самолета, она еще печальней, отметил заслуженный пилот России, летчик-испытатель Михаил Марков. Что касается возраста, сказал он, то здесь главное не годы, а техническое состояние самолета. Каким оно было - покажет расследование.
Первое крушение с ATR 72 произошло в октябре 1994 года во время ожидания захода на посадку у американского Роузлоуна. Тогда расследование выявило несовершенство формы крыла, вызывающего нарастание льда на элеронах при определенных метеоусловиях. Элероны как раз предназначены для управления углом крена самолета. Эти недостатки компанией-производителем были устранены.
В январе 1995 года ATR 72 разбился у Тайбэя, выполняя грузовой рейс, столкнулся со склоном холма при заходе на посадку. На борту находились четыре человека, все погибли. Крупная катастрофа произошла в августе 2005 года близ Палермо. Тогда самолет вынуждено сел на воду из-за нехватки топлива. Погибли 16 человек. Следующее крушение самолета ATR 72 с большим количеством жертв произошло в ноябре 2011года. В сложных метеоусловиях у машины началось обледенение, она потеряла высоту и разбилась в горах у кубинского Санкти-Спиритуса.
Список катастроф и инцидентов с самолетами ATR-72
Место падения самолета ATR-72 (Между аэропортом "Рощино" и Горьковкой)