Тюменская энергосбытовая компания активно подключилась к реализации программы энергоэффективности в трех субъектах РФ (Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе и на юге Тюменской области) еще четыре года назад. Оценивая темпы, эффективность и перспективы шагов, предпринятых для снижения энергоемкости экономики, можно отметить как позитивные тенденции, так и проблемы, общие для большинства регионов России.
Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении..." установил жесткие сроки по ряду обязательных мероприятий - оснащению объектов приборами учета энергоресурсов, проведению энергетического обследования и паспортизации объектов. Как показал мониторинг, большая часть муниципалитетов на территориях присутствия Тюменской энергосбытовой компании разработали и приняли долгосрочные программы энергосбережения, более 50 процентов предприятий и учреждений бюджетной сферы оснастились внутридомовыми узлами, приборами учета энергоресурсов и воды. Мы наблюдаем оживление спроса на приборы учета и со стороны населения.
К примеру, в Новом Уренгое с населением порядка 100 тысяч жителей только наша компания реализует ежемесячно 300-350 приборов учета электроэнергии. С 2008 года энергосбытовая компания начала строить автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС) для бытовых потребителей. Первым "пилотом" стали город Мегион и поселок городского типа Высокий в ХМАО-Югре, за ними последовали города Ямала - Муравленко и Губкинский. Для Нового Уренгоя мы предложили совершенно новую систему учета энергоресурсов, которая позволяет собирать и хранить в единой базе данных показания практически всех типов приборов учета разных ресурсов: горячей и холодной воды, тепла, электроэнергии. Следующим городом, для которого мы готовим аналогичный комплексный проект, станет Надым. Также мы строим системы АИИС для крупных потребителей, планирующих выйти на оптовый рынок и мини-системы на базе социально-культурных, образовательных, медицинских учреждений, гаражных и садово-огороднических кооперативов.
В минувшем году активно проводились конкурсы на заключение договоров по энергетическому обследованию объектов. Судить о степени активности можно хотя бы по таким показателям: объем товарооборота Тюменской энергосбытовой компании по уже заключенным договорам на энергетическое обследование исчисляется десятками миллионов рублей, аудированы свыше полутора тысяч объектов. В этом числе и "добровольцы" - предприятия и организации, не вошедшие в перечень обязательного обследования, но заинтересованные в сокращении необоснованных затрат на энергоресурсы.
Вопросы, возникающие у руководителей предприятий по поводу энергоаудита, понятны: что даст это затратное мероприятие, стоит ли "овчинка выделки"? Исходя из опыта работы специалистов нашей компании, могу сказать: стоимость комплекса энергосберегающих мероприятий, к примеру, для стандартного детского сада составляет от двух до четырех миллионов рублей, расчетная годовая экономия - до одного миллиона рублей. Срок окупаемости - от двух до четырех лет, затем программа начинает работать "в плюс". Хотя нередко эффект мы получаем быстрее и с меньшими затратами, достаточно лишь навести порядок в договорах на коммунальные услуги заказчика и грамотно эксплуатировать энергетическое хозяйство. Энергетический рынок сложен, разобраться в его нюансах, отследить изменения - на это нужны специальные знания и опыт, которых нет у руководителей организаций других отраслей. В помощь Тюменская энергосбытовая компания внедряет услугу "Главный энергетик". Это поможет наладить диспетчеризацию потребления энергоресурсов, выбрать выгодный тариф, грамотно эксплуатировать оборудование и т.д.
Вопрос в другом: намерен ли руководитель заниматься энергосберегающими мероприятиями или считает оформление энергопаспорта пустой формальностью? Надо признать, что отсутствие нормативных регуляторов оставляет "лазейки", позволяющие купить энергетический паспорт, что называется, за три копейки у сомнительной аудиторской компании и на этом успокоиться. Все еще нет подзаконных актов, которые должны определить единые стандарты проведения энергоаудита. Нет методической базы для анализа энергоэффективности предприятия, определения экономического и энергетического эффектов от мероприятий. Разумеется, мы разрабатываем внутренние методические документы для обследования разных групп потребителей энергоресурсов, но хотелось бы знать, какие методики государство считает правильными. Нужны более жесткие и четкие требования к компаниям-энергоаудиторам, которых сейчас в России не одна тысяча. Настораживает не количество, а качество работы некоторых коллег. Без правового регулирования остаются и многие позиции энергосервисных контрактов, в том числе факторы, влияющие на конечный результат. У специалистов нашей компании достаточно и знаний, и опыта, чтобы после проведения аудита брать заказчиков на энергосервисное обслуживание, однако риски для инвестора в такой ситуации очень высоки. Можно ли получить ожидаемый экономический результат от государственной программы энергосбережения, оставив нерешенными все эти вопросы? Вряд ли.
Взятый курс на энергоэффективную экономику, как любое начинание, связан с рисками и объективными препятствиями. Справиться с ними поможет согласованность действий, повышение уровня информированности поставщиков и потребителей ресурсов, открытый доступ к новым технологиям, позволяющим сберечь ресурсы. Именно с такими целями Тюменская энергосбытовая компания инициировала создание Центра энергоэффективности, который откроется в Сургуте в текущем году. Мы готовы делиться знаниями, профессиональными навыками, в том числе за пределами границ региона.